Вазген АРУТЮНОВ
«Фэшн фотограф создает несуществующий, фантазийный мир»
Вазген, по твоим словам, интересы к фотографии и моде возникли у тебя в разное время. Как же они соединились в одну плоскость?
С самого детства я любил две вещи – создавать и моду. Я видел, как мама шьет одежду. Я думал, что буду дизайнером. Позже брат привил мне любовь к рисованию, я пошёл в художественную школу. Когда в последствии у меня в руках появился фотоаппарат,мне было легко строить кадр, я уже знал композицию, в общем, мне показалось,что у меня получится, и я начал заниматься фото всерьёз.
Самый первый мой кадр – это снимок человека (мне всегда нравилось работать именно с человеком, ещё в художественной школе, мне не очень нравилось рисовать натюрморты) А человек, например, в кадре – это для меня целая история, как его одеть, как он будет стоять и так далее.
У тебя есть интересная фраза, что отсутствие помощи и денег помогли тебе собраться и стать профессионалом. Что кроется за этими словами?
Конкретно в моем случае, это стало стимулом, двигаться, работать, не лениться, потому что, если не я, то никто не купит мне технику, одежду или оплатит жилье. То есть,когда у тебя нет счета в банке, который для тебя подготовили родители или ты сам, копил с 5 лет, то расслабляться не приходится.
Каким был твой путь в крупнейшее модельное агентство Юга России?
Меня пригласили и я пришёл. Мы сотрудничаем уже больше 5 лет.
Чем отличается специфика fashion индустрии в регионах, на твой взгляд?
Нет в регионах фэшн индустрии. Если она и пыталась появиться, то все это длилось недолго. Индустрии, к сожалению, нет.
Многим кажется, что работа фотографа проста. Расскажи, из чего состоит твой день? Сколько занимает подготовка к съёмке, сама съёмка и обработка фото?
Если говорить о фэшн фотографии, то самое сложное – развитие вкуса. Это происходит со временем, это не дар, это навык, который необходим. Его недооценивают многие фотографы, они зацикливаются на технической информации. Что касается подготовки и результата, все это индивидуально. Зависит от концепции и идеи съёмки.
В своих работах ты экспериментируешь с тенями, со светом. Почему ты чаще всего используешь этот выразительный приём?
В своих работах я не экспериментирую с тенями и со светом. Есть несколько сложных световых схем, которые я люблю. В основном использую классические схемы.
Взаимопонимание с моделью – наверное, одна из важнейших слагаемых успеха. Как ты ставишь задачу, погружаешь героя в нужное тебе состояние?
Если это профессиональная модель, то она знает, что делать. Вообще, для меня крайне важно, чтобы модели было комфортно, не холодно и не жарко и прочее. Я уважаю своих моделей. Я не парюсь насчет состояний и погружений, я не усложняю свою работу и не пытаюсь её приукрасить словами, поэтому просто работаю и в каждом случае, на каждой съёмке нахожу нужные слова. Например, сейчас я стараюсь работать с моделями, которые естественны в образах, это для меня главный критерий.
Если говорить об эмоциях, то какая из них отражает твои снимки?
Лично мои эмоции крайне редко влияют на эмоциональную составляющую моих фото. Фэшн фотограф создает несуществующий, фантазийный мир.
А как бы ты сам охарактеризовал фишки своего стиля?
Я делаю классическую фэшн фотографию.
Fashion в фотографии – особое направление.Всё-таки, в первую очередь, они должны быть продаваемы. Возникает вопрос: а насколько в этой сфере фотографу предоставлено свобода творчества?
Напомню,что индустрии фэшн фотографии в регионах не существует. В столице – есть, но, это все только начинает развиваться. Люди до сих пор не все понимают, что такое и кто такой фэшн фотограф. Если мы говорим про мировую практику, то к фэшн фотографу обращаются и понимают, как он снимает и что он снимает, и здесь, уже,по сути, он творит. Свобода – есть.
В условия развития современных технологий всё чаще на первый план выходит мобильная фотография. Как считаешь, за ней –будущее?
Существует бытовая фотография — она была, и она будет, и она никак не пересекается с фэшн фотографией. На такой вопрос должен отвечать, например, семейный фотограф.
Ты не только фотографируешь сам, но и преподаёшь в школе фотографии. Не боишься, что обучаешь потенциальных конкурентов?
Если один из моих учеников превзойдет меня, я буду счастлив. Это показатель моего профессионализма, я всегда рад видеть результат своих учеников. В своем профессионализме я уверен, поэтому не переживаю.
Твоя задача, как преподавателя, –вырастить последователей твоей стилистики или помочь каждому раскрыть свою индивидуальность?
Моя задача дать им информацию, которой они смогут пользоваться, и которая поможет им.
Какой совет ты можешь дать начинающим фотографом?
Развивайте вкус. Фотографировать вы научитесь за месяц, а какой будет результат на снимке,зависит от вкуса.
Свои личные и профессиональные мечты ты связываешь с Америкой. Чем тебя привлекает эта страна?
Свобода, права человека, верховенство закона и моя профессия там – это профессия.