Евгений Батиевский

0

«Если у тебя есть желание, Вселенная сама подкинет сюжет. Всё сложится каким-то необычайно странным способом, и ты поймаешь нужный тебе кадр»


Евгений, путь фотографа вы начинали 15 лет назад с работы ассистентом. С кем сложилось сотрудничество, чему удалось научиться у профи?

С детства меня привлекала фотография. Отец был фотографом-любителем. Дома лежал старенький «Зенит-Е» с объективом «Гелиос» — стандартный набор тех лет. Я брал его, смотрел в видоискатель и представлял себе кадры. Чуть повзрослев, начал изучать механику. Лет в 18 мой друг детства предложил мне подрабатывать у него ассистентом на различных ивентах. Он сам был начинающим фотографом, но у него уже были заказы и какой-никакой опыт.

Как таковых сложностей не было, был дикий интерес применения теории на практике. Я бегал с отражателем, ловил свет. Бегал со вспышкой. Изучал парк техники. Работал с клиентами, моделями и декорациями. Иногда брал вторую камеру, советовался по настройкам и делал уже свои кадры. Возможно, у кого-то в свадебном альбоме есть и мои работы.

Так, наверное, прошёл первый мой год в фотографии. Набравшись некого понимания процесса, решил начать свой путь. Но уже не в сфере свадеб, дней рождений и прочего, хотя я все ещё работаю в ивенте, но уже как диджей и звукорежиссёр.

А первую технику вы выбирали тщательно?

Первую технику скорее не выбирал — брал у друзей или в прокате. В основном у всех был Nikon, и так я, наверное, и прикипел к этому бренду.

Позже стал обзаводиться собственным парком техники, в основном таскал из Японии через Ebay, это было дешевле, чем покупать здесь с рук. Да и состояние зачастую как с завода. Посмотрел обзоры (канал/сайт Radojuva.com — уникальный помощник в этом), выбрал, заказал. Неделя-две ожидания — и вот заветный объектив или «тушка» у меня. «Поигрался», опробовал, если что-то не понравилось — продал, так еще и в плюсе остался.

Так у меня в парке появился Nikon F5, Praktica L2, Fujifilm S5pro. Временами заглядывал на «блошинку», но там в основном была техника СССР — дёшево и сердито. Но один раз попался весьма интересный экземпляр — объектив C. P. Goerz Berlin 1892 года выпуска для крупноформатных камер. Это камера конца XIX ‒ начала XX века, огромный такой скворечник на ножках. Для меня он просто коллекционный экземпляр, для использования сейчас он малопригоден.

Вы набивали руку, фотографируя людей на улице. Важно было, кто попадет в кадр, как выбирали героев?

Просто брал камеру и шёл снимать: людей, архитектуру, природу. Если у тебя есть желание, Вселенная сама подкинет сюжет. Всё сложится каким-то необычайно странным способом, и ты поймаешь нужный тебе кадр. Так были сняты велосипедисты в тумане, шторм и многие другие.

В качестве фотографа вы не раз аккредитовались на музыкальный фестиваль Kubana. Чем вам нравилось это мероприятие и работа на нем?

Прежде всего, тусовка. Один из лозунгов/манифестов этого фестиваля был: «Полуостров свободы». Это действительно так. Люди чувствовали себя раскрепощёнными, открытыми. Атмосфера позитива и любви царила тогда везде. Я фотографировал зрителей, артистов. У меня был «вездеход» —аккредитация прессы, поэтому мог подняться на сцену, пройти за кулисы, чтобы выхватить нужный кадр. Было круто! Это огромный опыт, помноженный на гигантское количество позитивных эмоций.

Были там сделаны вау-фотографии, которыми вы до сих пор гордитесь?

Забавный вопрос. Я очень критичен к своим работам, но то, что меня приглашали на фестиваль на протяжении нескольких лет, говорит о том, что не так всё и плохо. (Улыбается.)

Конечно, есть забавные кадры, кадры с историей, кадры эмоций, но, пожалуй, нужно быть в контексте, чтобы их прочувствовать. В «ВКонтакте» у меня есть альбомы с этих фестивалей.

А кого вам снимать интереснее — знаменитостей или зрителей?

Нет разницы, для меня важна эмоция и драматургия. Суть репортажа — передать драйв, атмосферу и эмоции зрителей и артистов. Показать единство и синергию всех причастных к празднику.

Вот сейчас говорю об этом и хочется вновь пересмотреть готовый материал и окунуться в этот праздник жизни, хотя бы мысленно. И не исключено, что для кого-то этот же материал также послужит триггером. (Улыбается.)

Чуть позже вы снимали репортаж на Sochi Fashion Week. Каково это — быть фотографом на неделе моды?

Для меня это обычный ивент и репортажная съёмка. Просто всё так «прилизано»: выставлен правильный свет, опрятная публика, работают профессионалы. Есть чёткий тайминг и регламент. Все знают, что делают, нет ни малейшей суматохи. И да, это прикольная тусовка.

Есть ли какие-нибудь особенности при съёмке моделей?

Девочки знают, как встать, повернуться, где замереть. С ними легко работать. 80% успеха лежит на них, ты всего лишь нажимаешь на кнопку.

На Неделе моды были и другие фотографы. Чувствовалась ли конкуренция?

У нас работала целая команда, человек 8-10, наверное, от случайно попавших туда ребят до диких профи с «тоннами» техники. Фотографы со всего Краснодарского края. Конкуренции не было, мы могли обмениваться техникой, ассистировать друг другу, делиться опытом и советами. Было здорово, мы делали одно дело.

Какие показы вам запомнились больше всего?

Сложно вспомнить. Много времени уже прошло. Всё было строго, без каких-либо диких экспериментов. Это была одежда на каждый день. Многое из того, что было тогда на показах, можно увидеть сейчас на улицах города. Наверное, основная тенденция была показать будущие тренды, а не похвастаться в духе «смотри как могу».

Чем вас привлекала аналоговая фотография?

Аналоговая фотография (плёнка) это особенное волшебство. Самоконтроль и обдумывание каждого этапа. У тебя нет шанса на промах. 36 кадров. Мануальная техника. Сотня возможностей накосячить.

Это не цифра, где ты можешь фотографировать, а после смотреть, что получается. От экспонирования плёнки до печати всё нужно контролировать и учитывать. Каждый этап. Промах в экспозиции — брак. Расфокус — брак. Засветил при перемотке или заправке в бачок перед проявкой — сразу в мусорку. Передержал или неправильно развел химию — в большинстве случаев пленку уже не спасти. Обидно, ведь там были крутые кадры.

А почему вернулись к «цифре»?

Из-за денег. Это очень дорогое хобби, большие затраты на плёнку, химию для проявки и для печати, фотобумагу и многое, многое другое. Как коммерческий проект это неактуально. Обывателю всё равно, на что это снято — на плёнку или цифру, ему важен конечный материал, а он условно стандартизирован. Заказчик не видит разницы, ему не важны зерно, глубина резкости…

Сейчас вы в основном берёте TFP-съёмки. С чем это связано? Какие самые удивительные проекты вы воплотили?

Связано, наверное, с тем, что не хочу себя сковывать коммерческой составляющей и ответственностью. У меня есть время и интересные идеи — беру съёмки, нет — не лезу на стену от безысходности и не фотографирую ради фотографирования. Занимаюсь творчеством чистой воды. Светописью.

Сейчас ищу интересные типажи и локации. Найти клиента в сети и сделать что-то обычное и проходное для меня уже не стимул.

Есть серия фото Dark Queen. Пока выделить могу только её, хотя она и сильно отличается от того, что я делаю. И опять же самокритика: чувствую, что где-то не докрутил. (Улыбается.)

Предположим, молодой фотограф хочет всё-таки зарабатывать. Посоветуйте, как ему найти баланс между советами заказчика и свободой творчества?

Универсальной рекомендации не существует. Основной совет — брать и делать. От души и с душой, искренне, как ты это понимаешь, чувствуешь и видишь. И ты найдешь своего клиента.

Всем не угодишь. Будут недовольные, но будут и восхищённые твоим творчеством. Главное — старайся! Настолько, насколько можешь.

Возьми пять человек и дай им задание за одну минуту нарисовать велосипед. Что получится? У кого-то будет три палки и два колеса, как на дорожном знаке, у кого-то добавятся руль или педали, а у кого-то выйдет довольно-таки подробный велосипед с множеством деталей. И это всё будет велосипед. И каждый по-своему красив. И на каждый найдется свой зритель и ценитель. Вот так и с коммерческой фотографией. Пойми, что заказчик ждёт от тебя — две-три палки и два колеса или множество деталей. И твори.

Добавить комментарий