Артемий ВОРОБЬЕВ «ОВМ: ОРКЕСТР ВОЛЫНЩИКОВ МОСКВЫ»

0

ОВМ: ОРКЕСТР ВОЛЫНЩИКОВ МОСКВЫ

Артемий, чем вам полюбился загадочный инструмент из далекой Шотландии – волынка? 

Большая шотландская волынка полюбилась мне, прежде всего, своим звуком, своей безумной энергетикой, которую передает этот инструмент, и, конечно же, самим романтическим образом волынщика, с которым связана вся эта тематика.

Создавая первый профессиональный оркестр волынщиком и барабанщиков, вы чем-то рисковали? 

Конечно же, мы рисковали не получить аудиторию вообще, никто об этом не знал, насколько это будет востребовано, насколько это будет интересно российской публике. Все это делалось сначала исключительно ради собственного интереса, ради собственного кайфа, музыкантского. И, наверное, именно поэтому, потому что это зашло нам, этот проект начал пользоваться спросом и популярностью в российских реалиях.

 Жесткий ли отбор в коллектив?

При отборе в ОВМ существуют, конечно, свои критерии. Мы ищем людей, которые подходят нам по каким-то психологическим, человеческим, профессиональным музыкальным качествам. Но я бы не назвал этот отбор жёстким. Я бы сказал иначе: в ОВМ нет лишних людей, и такие здесь, как показывает практика, не задерживаются. При этом текучка за 15 лет существования Оркестра очень низкая.

За 14 лет существования оркестр обрел славу: вы выступаете на крупнейших фестивалях. Важную ли роль играет признание для Оркестра? 

Конечно, я совру, если скажу, что признание не имеет никакого значения для нас. Востребованность и признание для музыканта – это очень важный момент. Коллектив живет на сцене, играет для людей, и, соответственно, всё это очень важно. Но относимся мы к этому очень спокойно – «не очаровываясь». Нам просто приятно делать то, что мы делаем. Мы любим свою работу, любим людей, для которых мы играем. Нам приятно видеть их комментарии, их эмоциональную реакцию на то, что мы делаем.

С концертами вы выступаете по всей стране. Отличается ли как-то восприятие московских зрителей и жителей регионов России? 

В каждом регионе есть свой, местный колорит. Где-то народ более сдержанный, где-то народ более горячий. Южане, северяне, кавказцы – все немного по-разному. Но в большинстве случаев люди, которые попадают на наши концерты, – это люди, которые сегодня знакомятся с этой темой, и программа выстроена так, чтобы зритель мог увидеть максимальную палитру красок в теме волынок, насколько это можно представить. Мы так выстраиваем драматургию наших концертов, чтобы провести человека по некоторому маршруту – от древних корневых вещей до современных переработок, близких и знакомых зрителю мелодий в том числе. И всегда стараемся «разогнать» зал до раскаленного состояния, чтобы люди «рвали под собой стулья в зале».

Репертуар оркестра широк – традиционные марши, танцевальные мелодии Шотландии, переложения русской народной и современной музыки для шотландской волынки. Что главного несет эта музыка? Какие эмоции она способна пробудить? 

В первую очередь это настоящий живой звук, настоящая брутальная мужская сила. Женщинам тоже близки эти чувства, потому что женщины, как известно, нуждаются в настоящей мужской силе. И это истинный драйв, чистая энергия позитива и прямой контакт артиста с залом в виде диалога и словесного, и музыкального. Всё это вызывает чувство всеобщего единения и некоего счастья.

Доводилось ли оркестру выступать в Шотландии? 

Уже почти все участники ОВМ так или иначе побывали в Шотландии, но именно Оркестр в полном составе выступать туда пока не ездил.

В последнее время распространена такая тенденция, как интерпретация рока академическими и духовыми оркестрами. Такая музыка есть и в вашем репертуаре. С чем это связано? 

Вообще этот жанр называется кроссовер, и мы, в общем-то, его адепты, назовем это так. С чем это связано? Это всегда интересно – скрещивать жанры, которые раньше казались в принципе нескрещиваемыми. Это такое новое слово в популярной музыке, новое слово в классической музыке. Это тенденция сегодняшнего времени. На мой взгляд, это очень позитивное действие, мне очень нравится этот стиль. В нем нет замков, дверей, и ты можешь позволить себе очень многое. Учитывая, что шотландская волынка – инструмент с достаточно небольшим диапазоном, это очень важно.

Насколько сложно перекладывать на волынку и барабаны любые произведения, которые изначально написаны для других инструментов? 

Возвращаясь к небольшому диапазону волынки, можно сказать, что в принципе перекладывать несложно, просто нужно подбирать те мелодии, которые соответствуют характеру и звуку инструмента. Это самый главный ключ успеха, когда ты занимаешься «волыночным кроссовером».

Сегодня соединение жанров встречается очень часто. С кем из звезд российской эстрады вас связывает сотрудничество? 

За 14 лет мы сделали множество телепроектов, играли на «Фабрике звезд», в фан-зоне Чемпионата мира по футболу на Воробьевых горах, на церемонии закрытия мундиаля в Лужниках. У нас был прекрасный дуэт с Варварой, мы записали волынки для Филиппа Киркорова, для трека «Включаем радость». Было много разных перфомансов. Какое сотрудничество нас связывает со звездами российской эстрады? Прямое! Если есть интересная идея – либо мы предлагаем её артисту, либо артисты нам, мы это делаем.

 Ваша деятельность – это еще и уникальные шоу. Сколько времени уходит на их подготовку? 

Времени уходит немало. Есть много трудностей, тяжело одновременно двигаться и выполнять балетные фигуры и при этом играть музыку, которая технически в этот момент может быть очень сложной для исполнения. Чтобы отточить этот навык, уходит иногда несколько месяцев. Но мы занимаемся этим постоянно, поэтому в какой-то момент это уже перестает быть настолько сложным.

Какие премьеры планируете в новом творческом сезоне? 

13 декабря будет представлена концертная программа в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. Мы готовим программу с симфоническим оркестром «Глобалис» и ансамблем солистов «Эрмитаж». Она будет приурочена ко дню святого апостола Андрея Певрзванного, небесного покровителя России, Шотландии, Греции и многих других стран. Это будет большой сольный концерт в двух отделениях, в котором встретятся симфонический кроссовер и волыночный кроссовер.

Как бы вы охарактеризовали атмосферу в оркестре? 

Рабочая, дружественная и позитивная! Потому что здесь нет лишних людей, и каждый находится на своем месте. Всё это работает как единая машина. Но при этом это творческий коллектив, творческое объединение, это не завод. Наверное, лучше спросить об этом не меня, а участников ОВМ.

Артемий, вы – мультиинструменталист. Как так вышло? 

В далеком 2000 году судьба свела меня с певицей Пелагеей. Мы были все очень молоды. И как-то её мама Светлана принесла мешок с дудками и сказала: «Попробуйте, ребята, может, у кого-то получится добавить этнических красок в нашу музыку?» Я в то время был гитаристом, который работал на этом проекте. Все подули, ни у кого не получилось. А у меня стало получаться, и я заболел этой темой. Оставил гитарную карьеру и стал заниматься изучением фольклорных духовых и струнных инструментов. Всё это переросло в огромную коллекцию, и сегодня 18 лет, как я эти занимаюсь, много за спиной разных студийных работ, концертов, проектов, сделанных для артистов под ключ. Необычный жанр, редкая профессия. Людей, которые этим занимаются, очень мало. И это одна из причин, почему это очень интересно мне.

Кто-нибудь из оркестра еще обладает таким талантом? 

Как вы понимаете, до того, как появился ОВМ и наш колледж волынщиков Москвы, научиться этому было негде. Все пришли в эту тему из других специальностей, из других инструментов. Каждый из нас играет как минимум на двух. Естественно, есть ребята, у которых есть какой-то сет инструментов, у кого-то этнических, у кого-то академических. Барабанщики, например, ровно половина состава пришла из джаза, вторая половина пришла из классики. Они все владеют ксилофонами, литаврами и прочими ударными инструментами. Кларнетист есть. В общем, у нас очень серьезный спектр возможностей.

Есть ли произведение, которое вы можете выделить как самое любимое или дорогое?

Если говорить о самом любимом произведении не из репертуара ОВМ, то это «Болеро» Равеля. Это моя самая любимая пьеса. Если мы говорим о нашем репертуаре, то у меня это сезонная тема. Сегодня мне нравится это, завтра мне нравится что-то еще. Сегодня у меня две самые любимые мелодии – это Blue Bonnets Over the Border и Cullen Anderson.

 

 

Добавить комментарий