Елена Шабалова
«Самое сложное в моделинге — научиться воспринимать отказ»
Елена, в моделинг вы пришли из биатлона. Каких успехов добились в спорте и почему не стали продолжать спортивную карьеру?
К 18 годам я была кандидатом в мастера спорта по полиатлону и биатлону. Но, надо сказать, по биатлону норматив к. м. с. был неофициально подтверждённым. И, откровенно говоря, это слишком низкий уровень для моей возрастной категории. Да, я выигрывала областные соревнования, но для продолжения карьеры мне нужно было стать минимум мастером спорта, а лучше международником, если говорить о спорте как о профессии, где спортсмен именно зарабатывает. Поэтому я ушла из сборной в 18 лет и стала заниматься тем, чем хотелось с самого детства — моделингом.
Подростком вы фанатели от шоу «Топ-модель по-американски». Хотелось стать героиней этой передачи?
Сейчас нет, потому что это маркетинговое шоу, оно никак не связано с настоящим моделингом. Но вот в 18 лет я бы согласилась.
Путь к славе у моделей тернист. С какими сложностями пришлось столкнуться в самом начале карьеры?
Самое сложное в моделинге — научиться воспринимать отказ. Каждому клиенту, бренду нужна «своя» модель, которая будет олицетворять аудиторию этого бренда, представлять его идею. И тебя могут не взять, например, просто потому, что ты не блондинка. А я поначалу подобные отказы принимала на свой счёт, считала, что я какая-то «плохая», «некрасивая».
Также порой присутствует неконструктивная критика от заказчиков, от которой я тоже заморачивалась. Более того, в начале карьеры слепо ориентировалась на стандарты моделинга и на то, что скажут агенты по поводу моей внешности, а не на себя и своё здоровье. Поэтому, когда мне сказали, что надо худеть, я дохуделась до анорексии и булимии. Два-три года вес скакал невообразимо: то я весила 48 кг, то 75, то 50, а потом 78. И так три раза. Когда вес был минимальным, я работала, максимальным — не работала и жутко ненавидела себя. Зарубежных контрактов на фоне нестабильного веса не было. Только благодаря учёбе, личной и групповой психотерапии я стабилизировала психическое и физическое состояние. И очень долго работала над своей самооценкой.
От лишних килограммов помогли избавиться строжайшая диета, спорт или что-то ещё? Как привести себя в форму, не нанося вред здоровью, в том числе психологическому?
Скажу сразу: никакая диета не поможет, она даст временный эффект. В самом начале карьеры, помню, сидела на капусте, разумеется, резко похудела, буквально до дистрофии. А потом вес вернулся. И так было много раз. Чтобы похудеть без вреда для здоровья, чтобы вес не возвращался, нужно сбалансированное питание с дефицитом калорий не более 10-15% от нормы, умеренные физические нагрузки, выверенный режим сна и отдыха, а также терпение, потому что в таком режиме вес будет уходить медленно. Физическая активность не должна быть чрезмерной, но должна быть обязательно в радость! Не нужно заставлять себя ходить в тренажерный зал, если нравится просто гулять или танцевать дома под любимую музыку. И да, нельзя себе запрещать что-то есть. Запретный плод всегда сладок. Если что-то хочется, например, сладкое — съешьте, но не тазик. (Улыбается.)
Вы учились на психолога и в дипломной работе писали о расстройствах пищевого поведения. В основе ваш личный пример? На чём акцентировали внимание?
Да, как я упомянула, у меня были анорексия и булимия. В основном был акцент на детско-родительских отношениях как главном факторе возникновения РПП. В то время я любила психоанализ. Вообще, если бы я не училась параллельно на психолога, то не знаю, как бы справилась с тем давлением модной индустрии, которое на меня обрушилось.
В диссертации вы отразили соцстереотипы модельной индустрии. А как, по-вашему, общество воспринимает моделей?
Вокруг моделей создается некий ореол успешности, богатства, ведь они у всех на виду, снимаются для люксовых брендов, рекламируют предметы роскоши или желаемые многими людьми товары. Модели олицетворяют стандарты красоты, то есть, по сути, являются красотой, а красивый человек воспринимается как более счастливый, более желанный партнёр и друг. Но на самом деле всё это иллюзия. Много зарабатывают топ-модели, а среднестатистические, увы, нет. Уж тем более счастье и успех в личной жизни никак не связаны с тем, насколько вы красивы. Я бы сказала так: богатые, красивые, успешные тоже плачут. Плачут и модели. Очень много можно рассказать, но это отдельный журнал надо выпускать.
Хоть и не сразу, но вы работали моделью в Бангкоке, Милане и Цюрихе. Чем впечатлила эта работа и стоила ли игра свеч?
Впечатлила видами, знакомствами, культурой, познанием иного мировоззрения. Это то, ради чего заграницей и хочется работать.
В Москве вы тоже успели поработать. Насколько сильна конкуренция в столице?
В Москве, если говорить о городах России, самая сильная конкуренция среди моделей у нас в стране, но, разумеется, с Миланом не сравнится.
Вы работали с крупными брендами: ESTEL, Sunlight, L’Oréal. Чем в компаниях отличается подход к работе и чему вы научились у разных команд?
Я могу дать описание наших с ними съёмок. В философию каждого бренда я, увы, не погружалась, так как мы сотрудничали не столь продолжительное время. Estel — это нескончаемый поток свободного творчества, невозможных идей. Их команда — это семья, которая принимает тебя как родного. Мне особенно понравилась наша съёмка в Вологде, где мы объединились как близкие люди. В Sunlight систематичная, чёткая работа на площадке, выверенное техническое задание. Каждый участник съёмки должен следовать своим обязанностям, Они добиваются идеального кадра. Loréal — креативная команда, жёсткий подбор моделей и персонала, но при этом они щепетильно заботятся о каждом члене команды. Не могу сказать, что училась чему-то у брендов, но подстраивалась под их стиль ведения съёмки.
Вы снимались и в рекламе метрополитена. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
Это была моя первая крупная реклама в Москве. Очень забавная. Перекрыли станцию метро «Деловой центр» в «Москва-сити», снимали целый день, хотя в рекламе я была всего пару секунд. По сюжету я, влюблённая девушка, бегу к своему молодому человеку, который ждёт меня на станции метро, буквально прыгаю на него, целую, радуюсь встрече. И тут пролетает поезд с невообразимой рекламой, которая нас обоих поражает настолько, что мы перестаем целоваться. И всё, что я описала, нужно было успеть сделать за те самые пару секунд! Очень сложно было весь этот эмоциональный спектр успеть вместить в это время и при этом не выбить зубы друг другу. (Смеётся.)
Вы участвовали в Неделях моды в Москве и Санкт-Петербурге. Чем они похожи, а чем отличаются?
Московская — это уже практически мировой уровень проведения Недели моды, она приближена к стандартам европейских. А питерская — это более свободная форма показов, здесь больше творчества и оригинальности.
Вы много сотрудничали с дизайнерами и фотографами. Кто, на ваш взгляд, сейчас делает погоду в модельной индустрии?
Моду создаёт капитализм. Сейчас этот капитализм соединяется с соцполит-, техно — и экоповесткой. Мода демонстрирует в этом случае перспективы развития общества по данным направлениям или их актуальное состояние. Исходя из моих слов, сейчас Balenciaga буквально показывает возможную погоду будущего на своём показе 360 Show Winter 22 или возможное общество на Clones Spring 22, или возможную экологию в последнем показе Summer-23.
Вы играли и в сериалах. Насколько сложно было перевоплощаться в героинь, примерять характеры и образы?
У меня в основном были маленькие эпизоды, самый крупный в сериале «Два холма», а также в клипе 3H Company «Адекватно». Легче всего примерить на себя образ, когда ты максимально погружаешься в персонаж и продумываешь его историю.
Сейчас вы пробуете себя в режиссуре. Думаете ли снять фильм о личном опыте?
О своём — нет, истории других людей меня интересуют больше.
Вы развиваете блог на YouTube. Кому и, главное, чем он может быть полезен?
Блог «Психологини в моде» мы ведём с Катей Блажевич. В нём вы можете увидеть психологический комментарий на модные явления, а также обзоры главных модных событий и исторические видео. Например, один из выпусков посвящен «героиновому шику». Мы говорим о том, почему эта мода возвращается и какое влияние она оказывает на потребителей.
Мы с Катей окончили один университет (НГУ), один факультет психологии, но в разное время. И также мы вместе соприкасались с модой — я как модель, Катя как стилист и дизайнер.
Можете посоветовать, как найти и не потерять себя?
Найти себя не получится, так как вы всегда у себя есть. Вы ведь никуда не убегали. А вот познакомиться с собой — это можно и нужно. Когда человек знает себя и свои особенности — это залог его целостности, самовосприятия и устойчивости самооценки. Если у вас есть ощущение, что вы потеряли себя, то есть хорошая техника — зеркальная экспозиция, которая поможет вам познакомиться с собой. 10-15 минут вы должны стоять перед зеркалом и описывать для начала то, что видите, то есть все особенности вашего тела, лица. Таким образом вы знакомитесь с собой реальным. Желательно методику осуществлять каждый день, конечно. Постепенно добавляйте к этому описанию ещё и внутренние качества человека в зеркале: какой у него характер, что ему нравится, какие у него особенности реагирования, куда он хочет прийти. Вот после такого продолжительного знакомства и открываются ранее незамеченные увлечения, склонности, особенности личности, да и направление деятельности, которое человеку близко.