Татьяна Марадудина

«Обучение в театральном – это действительно необычно и очень интересно»

Татьяна, когда ты впервые встретилась с театром? Как это было?

Впервые я столкнулась с театром, естественно, ещё в детстве, но первое, самое яркое впечатление о нём относится к подростковом возрасту, когда я сходила на знаменитую комедию «Номер 13» в уфимском русском драматическом театре. Актёрский состав так превосходно играл, что я смеялась до слёз, почти на протяжении всего спектакля, и позже вспоминала эту постановку с восторгом ещё много лет.

Твоё детство прошло в республике Башкортостан. В Уфе множество театров и народных коллективов. Занималась ли ты в творческих студиях или играла в спектаклях?

Когда я была совсем маленькой, посещала детский хор. К сожалению, я мало что помню из событий того времени, но хорошо помню сами ощущения – петь мне всегда нравилось, и это чувство с годами только усилилось. Уже позже, в Петербурге, во время учебы в театральном, в числе прочих дисциплин нам преподавали вокал: само собой, эти занятия были одними из моих любимых. Что касается театральных постановок – до Питера мне не доводилось в таковых участвовать, если не считать небольшие сценки, которые мы разыгрывали ещё в школе.

В какой момент поняла, что творческая реализация для тебя настолько важна, что решилась переехать в Петербург?

Когда я оканчивала в Уфе школу, уже чувствовала в душе потребность реализовать себя в творческой деятельности. Однако потребность эта мнилась, скорее, какой-то несбыточной мечтой, и я представлялась самой себе не в меру наивной девочкой, которая живёт в розовых мечтах. Поэтому, постаравшись заглушить в себе все эти порывы, я выбрала для себя подходящую, как мне казалось, профессию, и поступила на филологию в Башкирский государственный университет. Пять лет учёбы, отнюдь, не вышибли из меня мои порывы, как я изначально полагала, а только укрепили их. Из-за этого я совершила сумасшедший для себя поступок: переехала в Питер вместе с подругой и стала готовиться к поступлению в театральный. Морально это было довольно тяжело: мало того, что в Петербурге у нас не было ни одного знакомого, так ещё и многие знакомые с Родины, прознавшие мою историю, были крайне скептично настроены и считали, что поступить в такой ВУЗ почти невозможно. Вопреки мнению последних, я поступила в университет Школа Русской Драмы имени И.О. Горбачёва и отучилась положенные четыре года, чтобы наконец получить заветную «корочку». Как я и ожидала, учёба была очень сложной, но бесконечно интересной, она раскрыла новые грани моей личности и позволила мне прикоснуться к искусству совершенно с другой стороны.

Как проходили твои экзамены при поступлении в университет Русской Драмы в Санкт-Петербурге?

Мои экзамены проходили в три этапа, как это и принято в театральных ВУЗах. На первом туре нужно было подготовить отрывок из прозы, басню и стихи, на втором, плюс к этому подключали самостоятельно поставленные танцевальные номера, а к третьему туру оставшихся претендентов разбивали на пары или тройки и давали подготовить отрывки с текстом. Это, конечно, очень сжатое описание. Готовилась я ко всем турам основательно, старалась выучить как можно больше разных басен, стихов и отрывков из прозы. Я знала, что в любой момент комиссия может прервать и спросить: «Что ещё вы готовили?», и вот тогда нужно пускать в ход весь свой арсенал, ведь именно это может стать твоим счастливым случаем.

Ты освоила две различные специальности. Образование в филологическом направлении было полезно для твоей дальнейшей учёбы в театральном?

На самом деле, оно действительно мне очень пригодилось. Благодаря филфаку мне не пришлось сдавать повторно некоторые дисциплины, такие как литературу, русский язык, историю, тем самым оставалось больше времени на репетиции этюдов и спектаклей. Плюс, конечно же, у меня уже была база знаний книжных произведений, что помогало с выбором репертуара и пониманием многих ролей.

Чем интересно обучение в театральном ВУЗе? Расскажи, как были организованы ваши лекции и репетиции?

Обучение в театральном – это действительно необычно и очень интересно. Здесь нет учёбы в классическом понимании этого слова, когда ты каждый день просиживаешь за партой большую часть времени. В театральном всё полностью наоборот – меньшую часть времени занимают такие предметы, как русский и история, а большую часть времени занимают акробатика, сценическая речь, вокальные уроки, танцевальные уроки и, конечно же, дисциплина под названием «актёрское мастерство». На уроках актёрского мастерства ты с другими ребятами постоянно репетируешь, разбираешь своих персонажей, показываешь наработки мастерам, разбираешь ошибки и вновь репетируешь, репетируешь и репетируешь. Постоянное повторение и улучшение уже созданных сцен – одна из особенностей актерского искусства, и если вы не готовы репетировать одну и ту же сцену месяцами, чтобы добиться успеха – то эта профессия не для вас.

На сцене артисту важно быть собранным: помнить текст, проживать эмоции, не отвлекаясь на зрителя. Есть ли какие-то секреты, которые помогают не теряться во время выступления?

Да, собранным приходится быть всегда, но никакого универсального секрета актёра не существует. Каждый находит собственные точки опоры, которые помогают ему играть и транслировать со сцены все нужные эмоции. Единственное, что несомненно относится ко всем актёрам – очень важно верить в то, что ты транслируешь зрителю. Зритель всегда очень умён и отлично чувствует фальшь. Если сам актёр не поверит в то, что в эту самую секунду он, условно говоря, настоящий Родион Раскольников, затевающий план убийства, то зритель увидит на сцене лишь актёра, пытающегося говорить текст. Именно поэтому очень важно по-настоящему проживать всё то, что чувствует твой персонаж.


Актёру полезно иметь много навыков: танцы, вокал, элементы акробатики, знание языков… Какие навыки помогают тебе в театральных постановках?

Это верно, негласно считается, что актёр должен уметь делать всё и даже больше, как бы парадоксально это ни звучало. Чем больше ты можешь – тем интереснее будет подход к твоей работе. На данный момент больше всего мне пригождались вокальные навыки и знание иностранного языка. Например, однажды я проходила удалённый кастинг у иностранного режиссера, и весь монолог героини был на английском. Также попадались роли с вокалом – были полностью вокальные номера и постановки, а был случай, когда моя героиня должна была исполнить отрывок из песни после тяжелого диалога.

Говорят, что актёрами рождаются. Как, на твой взгляд, можно определить талант к сценическому искусству?

Несмотря на всю простоту вашего вопроса, ответить на него очень сложно. Талант – очень неоднозначное понятие, на мой взгляд. Есть люди, которые могут превосходно сыграть свои роли, как бы интуитивно следуя по нужной дорожке. Но даже им, неграненым алмазам, нужна окантовка и постоянное наращивание профессионализма – без этого и самый талантливый артист постепенно угаснет. В то же время есть люди, не имеющие изначально таких способностей, но страстно желающие добиться успеха. Такие, трудясь до кровавого пота, выжимая из себя все силы и делая невозможное возможным, тоже со временем добиваются успеха и становятся замечательными артистами. Что в первом, что во втором случае, необходимы большая сила воли, упорство, готовность постоянно учиться, совершенствоваться и верить в себя. Есть люди, которые почему-то думают, что актёрская жизнь – это сплошные сливки, но по факту нужно очень много трудиться, чтобы потом пожинать плоды. Нельзя просто выйти на сцену и сказать текст, нельзя просто захотеть и сыграть роль. Иногда нужно работать без выходных, не спать ночами, терпеть неудачи и снова пытаться – до тех пор, пока не получится. Теперь, как вы сами считаете – рождаются ли актёрами? Наверное да, если вы готовы пройти через любые сложности, чтобы достичь этой цели.

У тебя есть как театральные работы, так и кинороли. В каком жанре тебе бы хотелось развиваться в дальнейшем?

Киноролей, к сожалению, пока очень мало, но я только в начале пути. Именно поэтому хотелось бы попробовать себя в самых разных жанрах и прислушаться к собственным ощущениям. Первые, которые приходят на ум – драма, детектив, комедия, исторический фильм, фэнтези и даже нуар.

Была ли такая роль, в которой тебе не требовалось быть кем-то другим, словно ты играла саму себя?

Скорее нет, чем да. Играть самого себя в какой-то степени даже опасно: стирается грань между реальной жизнью и игрой, и в этих хитросплетениях можно заблудиться, что, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Были роли, где отдельные поступки и взгляды на жизнь у моих героинь были мне очень близки, и я думала что-то вроде «наверное, я поступила бы также», «я бы сказала тоже самое». Создавать своего персонажа, нежели играть кого-то «готового», намного интереснее – ты продумываешь, как говорит твоя героиня, какие у неё есть привычки, о чём она думает в той или иной сцене и почему.

Часто бывает так, что ребята из года в год пытаются поступить в театральный ВУЗ, но не получается. Что бы ты могла порекомендовать талантливым юношам и девушкам, которые живут темой сцены?

Тем, кто действительно живёт сценой и грезит о театральном, я бы посоветовала не сдаваться. Звучит банально, но это и есть главная составляющая. Есть множество актрис и актёров, которым удалось поступить в театральный не с первого и даже не со второго раза – но они не отступались, и в результате добились своего. Также, конечно, необходимо подготовить подходящий именно под вас материал – он должен быть разносторонний и интересный, такой, в котором вы смотрелись бы естественно и могли действительно раскрыть свой талант. Да, и ещё – если не складывается с каким-то конкретным ВУЗом, можно попробовать поступить в другие театральные, ведь в каждом из таких всегда есть замечательные педагоги и возможность реализовать себя.

Добавить комментарий