Руслан КИРСАНОВ

Продолжение. Начало в апрельском номере журнала…

Есть ли в коммерции место творчеству?

Есть. В тех случаях, когда нет жёстких рамок, диктуемых ТЗ. Бывает, клиент приходит именно за творчеством и за вашей эстетикой. Этот вариант сотрудничества максимально приятен всем – можно снимать в своем стиле, предлагать свои образы, делать свою фотографию, тем самым самовыражаться. Результатом будут довольны все, а труд ещё и будет оплачен. Конечно, такой запрос не частый и его можно начать получать, лишь сформировав свое визуальный язык. Креатив может исходить от самого заказчика, если он включён во весь проект продакшена. И тогда рождаются потрясающие, запоминающиеся съёмки.

Ты регулярно посещаешь модные показы. У тебя есть снимки с ногами моделей. Это импровизированная серия? И почему твоё внимание привлекла именно нижняя часть образов?

Это один из моих челенджей, которые я регулярно устраиваю себе в каждом сезоне.

После того как я наснимался тотал луков, снимки стали однообразны, я стал искать новое в простоте. Сначала это были ноги, обувь потом сюда добавились руки, волосы и т.д.

Иногда, чтобы увидеть больше, надо убрать лишнее.

Расскажи о самой интересной, но сложной для тебя съёмке.

Интересны для меня все съёмки, что я делаю, иначе я просто не берусь за них.

А вот сложная и поучительная была. Мы снимали селеба (а вы сами знаете, как это парой непросто). У меня постоянной команды на ещё не было и общий конект был не налажен.

Идея была от визажиста. Мне понравилось, мы обговорили какой будет мейк и стиль. Это как раз тот случай, когда ты не уделяешь внимает препродакшену и думаешь, что все поняли концепт также, как и ты. В итоге у визажиста в голове одна идея, а у стилиста другая! И при этом начинаются обиды и бардак на площадке. Скрыть такое от модели очень сложно, нам повезло что наша гостья была с ангельским характером и вытерпела все, что с ней вытворяли девочки, не желающие уступать друг другу и наконец во имя съемки. Мне хотелось пролиться под землю! Скажу честно, это была самая сложная съемка, потому что с нулевой подготовкой. Это нам урок! Хоть фотографии и понравились заказчику, но благодаря отвратительной организации нужной нам публикации не случилось, а это значит мы потратили время силы, казалось бы, зря. Но не зря! На таких провалах ты мигом вырастаешь и начинаешь думать башкой не только за себя, но и за всю команду. Начинаешь лучше чувствовать и слушать свою интуицию.

Мы извлекли огромный урок и больше такого не происходило.

На съёмках ты видишь много привлекательных девушек. Изменилось ли твоё восприятие красоты за годы работы?

Обычно это были 90% девушки и остальной процент парни. С приходом тренда на инклюзивность и дайверсти в эти ряды добавились модели пожилого возраста стрейнч фейс и это не может не радовать. Это дало возможность людям не с модельной внешностью, как это было принято раньше, попробовать себя в модной индустрии. Моё же восприятие прекрасного, конечно, сильно поменялось на фоне новых трендов не и не только из-за этого. В процессе работы я стал больше задумываться для чего я снимаю, почему именно так мне нравится больше, что я хочу сказать этим снимком – не про то «как/чем», а «зачем». Все что нас окружает или что мы смотрим, формирует нашу эстетику восприятия. Очень важно пополнять свою частную коллекцию, фильтруя контент и формировать свой Эрмитаж.

Ты преподаёшь в одной из крупных сети фотошкол. Передавать знания другим – твоя цель?

Сейчас могу с уверенностью сказать — да! Но осознание этого, пришло не сразу. В начале, когда ещё нет понимания, из чего состоит фотография, происходит зацикливание только на технике и можно впасть в техническую кому. Когда из нее выходишь или тебя вытаскивают коллеги там побывавшие, замечешь, что технических навыков, как и парка техники, прибавилось, а снимки не стали интереснее. Естественно, меня такой этап тоже не миновал. Тут главное – не застрять в нём. О таких подводных камнях хочется делиться с теми, кто только решил связать себя с фотографией. Со-временем я накопил достаточно знаний и мне захотелось их передавать. Так началась моя преподавательская карьера.

Сначала в частном порядке, а потом мне посчастливилось попасть в команду сети фотошкол Пикча. Очень крутая и теперь любимая команда. Преподавание помогает мне лучше структурировать имеющие знания, усвоить информацию и найти новые смыслы в обыденном. Не считаю себя ни профи, ни гуру. Учусь сам от кого-то, чему-то каждый день — делаю ошибки и снова учусь. Меняется понимание что хочу показать на фотографиях и как — и сам процесс интересней всего остального. Учиться надо постоянно. И лучшее образование – это не законченное!

Зачем нужно образование, когда, казалось бы, всё в интернете можно найти?

Если вам действительно нужна информация, вы можете найти многое в сети. На фоне одного плюса доступности, есть несколько существенных минусов. Из-за доступности сети очень много не качественной информации. Нужно потратить время на просмотр и фильтрацию всего найденного. И самое главное – никто вам не скажет в верном ли направление вы идёте, перелопатив гору информации. У платного образования есть некоторые преимуществ. Вам дают выжимку из огромного количества информации. Это не просто сухая фильтрация информации, а пропущенная через опыт преподавателей. За возможность получить знания можно заплатить, а опыт можно только заработать.

Знания без практики (процесс получения своего опта) бесполезны. Сам процесс образования – это система из трёх этапов: получение новой информации, применение на практике и обратная связь. Я не против самообразования – важен баланс между платным образованием и самообразованием. Случаются моменты ступора, творческого кризиса,

когда старая система координат уже не актуально, а новая еще не создана. Образуется вакуум. Чтобы сдвинуться с мёртвой точки, поменять вектор нужна новая информация.

Которую можно получить разными способами в том числе пойти учиться и вдохновиться.

Что бы ты посоветовал начинающему фотографу?

Не зацикливаться на технике. В фотографии важно, что видит автор, потом сюжет, что/кого/где снимает и лишь потом на что/техника. Уделять внимание свету. It’s all about light. Найдите места где свет направлен, не равномерен, сконцентрирован и сделайте там снимок. Будь безмерно щедрым во время съемки и ​предельно скупым при отборе.

Не надо бояться сделать плохую фотографию. Все решает отбор. Время, когда появляется идея или мотивация сделать что-то – это лучше время начать!

Не упускай вдохновение, начинай! Просматривайте свои архивы. Вы можете увидеть некоторые снимки другими глазами. То, что вам казалось банальным, вдруг приобретет смысл, получит значение, о котором вы раньше не задумывались, не догадывались.

А возможно это значение уже было заложено в снимок, но не осознано! Корми свое вдохновение – места, книги, фильмы, музыка, музеи и выставки, люди, идеи. При составлении сценария, рассказывай истории о том, что ты знаешь/чувствуешь. Так можно больше окунуть зрителей в ощущение сцены.

Как ты думаешь, есть ли грань между фотографией как ремеслом и фотоискусством?

Если подразумевать под ремеслом техническую фотографию – да, грань есть.

На определённых видах фото требуется получить картинку, не искажённую творческим видением автора. Иногда проект может выглядеть как техническая съёмка, а на самом деле заложен глубокий художественный смысл. Хороший пример показал в середине восьмидесятых годов, Томас Руфф. Работая над своим концептуальным проектом в жанре фотопортрета. От себя хотел бы добавить, чтобы создавать работы, которые могут оставаться долгое время актуальными лучше мыслить пазлами и не бояться складывать их в образы. Использовать интуитивный путь, больше прислушиваться к своему внутреннему голосу. А не использовать научный подход и все анализировать. При создании нового продукта, всегда внутренне сталкиваешься с интуитивными процессами, которые мы не понимаем. При этом у нас формируется в голове части нашего проекта, ещё сырого и мы постоянно возвращаемся к начальным данным. К тому что уже сформировалось в мозгу и соотносим ее с реальностью. Формируется наша новая реальность и ее уже надо собрать в единое целое. Художник, формируя произведение, создает собственный мир со своим мышлением. При научном подходе происходит фиксация реальности на том момент, когда она была остановлена и актуально в этом промежутке времени. Но приходит другое время, пазлы рассыпаются и картина, созданная анализом, становится неактуальной.

Добавить комментарий