Марина Щеглова
Фотограф-художник, поэт, мультимедийный художник, ментор
Марина Щеглова — состоявшийся многогранный художник, для которого творчество является воздухом и философией жизни. Она описывает себя как фанатика своего ремесла, человека, уверенного в своей компетентности и стремящегося к постоянному росту. Её ключевые качества — ответственность, пунктуальность и глубокая убеждённость в том, что искусство должно нести в себе высокую художественную ценность, вне зависимости от внешних обстоятельств.
Творчество без границ: от фотографии к поэзии и менторству
Марина, ваша профессиональная биография охватывает фотографию, поэзию, менторство и кинематограф. Что для вас является стержнем, объединяющим все эти направления творчества?
Фотографию, литературу и прочие, на мой взгляд, смежные виды искусства, такие как живопись и кинематограф, объединяет возможность создавать сюжеты и «навершивать» персонажей на моделей или лирических героев посредством режиссерской и сценарной работы. Наряду с режиссурой, объединяющим фактором для меня всегда была любовь к высокому искусству в целом.
Как вам удаётся сочетать столь разные роли — от члена жюри престижных фотоконкурсов до специального корреспондента газеты — и оставаться вдохновлённой в каждом из направлений?
Все, чем я занимаюсь по жизни, является моим голосом, моим воздухом. Кроме того, я фанатик своего ремесла. Мне искренне нравится то, что я делаю, а без определенного уровня амбиций слово «нравится» не работает.
Расскажите, как образование в киношколе А. Митты повлияло на ваш взгляд на фотографию, особенно в контексте режиссуры кадра и создания нарратива?
На самом деле никак: режиссуру я практиковала задолго до киношколы, а отправилась туда исключительно за тем, чтобы убедиться в правильности своего вектора мышления. К тому же любой образовательный процесс — это возможность оставаться в надлежащем тонусе, что крайне необходимо для организации любого созидательного процесса.
Что для вас означает звание «сложившийся профессиональный художник» с категорией 5-А, и как это влияет на вашу творческую свободу и ответственность?
Слово «ответственность» сопровождает меня всю мою сознательную жизнь, и я его очень сильно уважаю как часть моей философии существования в целом. Конкретно для меня присвоенное звание означает принятие профессиональным сообществом, что, наряду с опытом, дает мне право быть уверенной в собственной компетентности. На творческую свободу это никак не влияет, потому что госзаказами я не занимаюсь, для подобной деятельности существует отдельная категория.
Как ваш опыт ментора (более 7 лет) помогает вам в собственном творческом развитии и почему для вас важен акцент на «становлении личности» учеников?
Обучая своих студентов, я, как и любой педагог, постоянно учусь сама. Это своего рода парадигма и неотъемлемая часть процесса. К тому же мне нравится понимать, что посредством своего наставничества я могу выпустить в мир осознанного и в определенной степени состоявшегося человека. Это приятно.
Вы — лауреат премии «Поэт года» и обладатель наград в области фотографии. Как поэтическое слово и визуальный образ взаимодействуют в ваших проектах?
Как я уже упомянула выше, взаимодействие слова и визуального ряда осуществляется посредством режиссерской работы над героями моих произведений и фотосессий. С уверенностью могу сказать, что искусство в целом — взаимопроникающая история, и практически любой текстовый сюжет при наличии необходимых составляющих легко трансформируется в визуальный ряд.
Что вас привлекает в работе с силуэтами и монохромной эстетикой, и как вы через них раскрываете такие темы, как «женский образ» или «концепция»?
Я не сказала бы, что работаю конкретно с силуэтами: я работаю со свето-теневым рисунком, который в контексте монохромного изображения является доминантой. И здесь уже не имеет особого значения конкретно «женский образ» или «концепция», потому что черно-белая фотография для меня — это обобщающая философия, вне зависимости от жанра съемки.
Как участие в благотворительном фотопроекте (номинация «#DobroMedia») соотносится с вашей философией искусства и его роли в обществе?
Проект «#DobroMedia» нацелен на популяризацию добровольчества в медиа-индустрии, а я, как и любой уважающий себя и свою миссию автор, в первую очередь всегда делала ставку на художественную составляющую создаваемого и транслируемого в мир, вне зависимости от коммерческой выгоды проекта.
Какие вызовы вы видите для современной художественной фотографии в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта?
На мой взгляд, сейчас в мире искусства наблюдается некая замена системы устоявшихся ценностей. Помимо этого, современные технологии направлены на так называемое повсеместное упрощение созидательных процессов. От автора требуется все меньше ментального ресурса, что, как мне кажется, в перспективе способно сыграть злую шутку и привести к сужению творческого потенциала в целом.
Как вы отбираете работы для таких проектов, как Best of Russia, и какие критерии для вас ключевые при оценке фотографии?
Буквально каждую свою работу в момент создания я уже позиционирую как потенциально конкурсную, это позволяет мне отнестись к любому съемочному процессу с надлежащим уровнем ответственности. Поэтому последующего отбора как такового для конкурсов я не осуществляю, он возможен разве что при наличии ограничения по жанрам. Ключевыми критериями для оценки фотографий всегда был и остается высокий уровень академических знаний и уникальность авторской мысли.
Что для вас стало самым ценным в опыте организации Литературного вечера в рамках Российской Недели Искусств, и как вы видите будущее синтеза искусств?
Любой опыт ценен и уникален. Литературный вечер в рамках Российской Недели Искусств — далеко не единственный, и, собирая подобные встречи на любых площадках, я всегда проявляю максимальную ответственность и внимательность ко всем нюансам.
Как вы совмещаете активную выставочную деятельность с преподаванием и литературным творчеством? Есть ли у вас стратегия планирования времени?
Разумеется, без логистики и планирования времени совмещать несколько весьма ресурсозатратных видов деятельности и оставаться успешным в каждом из них было бы нереально. Я крайне пунктуальный человек по жизни. Мне так же важно, чтобы в моем механизме существования случалось, как можно меньше спонтанных рокировок. Если эти условия выдерживаются, все становится легко и просто.
Какой из ваших проектов — будь то фэшн-съёмка, уличная фотография или поэтический цикл — вы считаете наиболее личным и почему?
Я уже достаточно давно вышла из контекста исключительно личных историй, и все мои проекты — это симбиоз как внутреннего, так и внешнего. Обозначить что-то из созданного на данный момент как наиболее личное я уже не могу, да и не испытываю такой потребности.
Что бы вы посоветовали молодым художникам, которые стремятся к признанию в нескольких творческих областях одновременно?
Я бы посоветовала на этапе становления все параллельные процессы свести к последовательным и постепенно подсвечивать для себя общие точки соприкосновения между ними.
Как вы видите эволюцию своей творческой идентичности в ближайшие годы? Планируете ли вы эксперименты на стыке медиа, например, создание визуально-поэтических инсталляций?
Я никогда не ставила перед собой четких планов. Мне свойственно работать в моменте, разумеется, не без последующей рефлексии и внутреннего анализа. При этом основная мысль, которой я руководствуюсь вот уже много лет подряд, — это желание быть лучше себя вчерашней и создавать для себя условия, при которых у меня будет возможность наращивать энергетический, ментальный и творческий потенциал. Эксперименты на стыке медиа в моей карьере уже присутствовали: много лет назад я писала научную работу, в которой затрагивала тему иллюстративного материала к художественной литературе и его роль в восприятии текстов читателями. Также моя первая фотовыставка, состоявшаяся в 2016 году, являлась синтезом изображения и поэзии. А в 2022 году в Центральном Доме Кино в Москве к премьере моего фильма была приурочена моя очередная авторская выставка фотографий. Наряду с подобными экспериментами, я как режиссер и оператор периодически снимаю видео-этюды, сопровождающиеся моими текстами в качестве аудиодорожек, и занимаюсь мелодекламацией.
Фотографии предоставлены героем публикации.
