Елена СВЕТ
«Для меня нет ничего сексуальнее человеческого лица. Секс всегда в глазах. Поэтому так важна модель, её/его наполненность, понимание этой эмоции»
Елена, ты занимаешься фотографией больше семи лет, чем тебе близка фотография? Почему из всех видов творчества выбран именно этот?
Стоит начать с того, что я по образованию художник, и тяга к прекрасному у меня можно сказать с детства. Я всегда работала в сфере искусства. Была дизайнером, программистом вышивальных машин, работала у модельеров. После декрета стало ясно, что на работу по найму возвращаться нет желания. Встал вопрос, чем заниматься? У меня был простенький фотоаппарат, и я начала снимать. На одном из ресурсов увидела потрясающую провокационную съёмку нашего талантливого фотографа Марата Мухонкина. Она настолько понравилась, что я нашла в интернете и фотографа и парня-модель Колю Абросимова. Впоследствии с обоими познакомилась лично. Ну и в довершение отец привёз из Японии фотоаппарат Canon 60d, что и решило окончательно мою фотографическую судьбу.
Твой переход на более профессиональный уровень и сотрудничество с моделями проходил сам собой или ты поняла, что хочешь развиваться в этом направлении?
С самого начала было понятно, что я хочу снимать именно людей. Я тогда ничего толком не умела, но какое-то внутренне чутье подсказывало что хорошо, что плохо. К чему надо стремиться. В этом, кстати, очень помогает художественное образование. Я понимала, что не получится сделать фэшн снимок с Ваней из соседнего подъезда. Особенно когда свой уровень никакой. Приходилось вытягивать харизмой модели. Помню, мне часто отказывали, что не удивительно с моим тогдашним «портфолио». Несколько раз оплачивала работу моделям. А потом как-то пошло.
У тебя достаточно откровенные фотосессии. Встречаешься ли ты с моделями заранее, чтобы «поймать» общую волну до начала съемок?
Ой, нет. У меня на это нет времени. Практически всё откровенное снято с уже хорошими знакомыми, с которыми нам по кайфу поприкалываться и замутить что-нибудь «горяченькое». Иногда я снимаю ню на заказ. В этих случаях встреча до съёмки нужна больше заказчику. Я просто работаю. Не важно, с вещами, без вещей. С одним источником, с двумя и тому подобное.
В твоем объективе в основном мужчины. Что для тебя главное в их привлекательности?
Сложный вопрос. Привлекательности с точки зрения фотографа или вообще? Если речь идет о фотографии, это, конечно, физические данные, умение работать, быть открытым, общительным, профессионализм, одним словом. Я снимаю мужчин, потому что мне реально легче с ними работать. Легче найти общий язык. Они всегда готовы помочь, более пунктуальны, от них приятно пахнет, в конце концов. Скажем так, они мне больше нравятся.
В наше время в открытом доступе есть если не всё, то очень многое, но любая более-менее откровенная фотосессия набирает тысячи лайков и сотни комментариев. На твой взгляд, в чём причина такой реакции, ведь красота тела давно не является чем-то «запретным»?
Как раз из-за обилия информации, перенасыщенности визуального ряда, людям легче воспринимать максимально простое, основанное на примитивных желаниях, нежели углубляться в тонкие духовные материи. Я стараюсь снимать всё-таки не просто голых, а делать акцент на красоте линий, изгибов, светотеней.
Что ты как фотограф вкладываешь в понятие сексуальности? И где та грань, между эротикой и пошлостью?
Вообще, изначально я портретист. Для меня нет ничего сексуальнее человеческого лица. Секс всегда в глазах. Поэтому так важна модель, её/его наполненность, понимание этой эмоции. Есть очень красивые мальчики и девочки, но они вообще «не про секс». Кубики я могу дорисовать, но взгляд не подделать.
Ну а насчёт второго вопроса, честно говоря, не знаю. Я это чувствую интуитивно. Но многим мои интуитивные съёмки кажутся перебором. Допустим, мы сняли с ребятами Мариной, Сашкой и Максом довольно провокационную серию в ванной. «Ессно» повеселились в процессе, и нам показалось, получилось здорово. Но отзывы были диаметрально противоположные. Кто-то писал «красиво, чувственно, страстно» и тому подобное, а кто-то окрестил развратом и пошлятиной. Каждому свое. Главное, чтоб равнодушных не было.
Одна из твоих серий – девушки в меховых шубах на голое тело. Была ли тут определённая концепция?
Не думаю. Первую такую съемку мы сделали с моей любимой моделью Мариной Полновой. Просто у неё были шубы, и, так как я минималист, решили ими и ограничиться. Ну и потом женщина в мехах… Что может быть лучше? Чем проще, тем лучше. Для меня красота в простоте, ей как бы не нужны дополнительные украшения. Никакого замысловатого антуража, циклорамы достаточно.
Одна из твоих самых смелых съемок с двумя парнями и девушкой, о которой ты упомянула. Какая история у этой съёмки? Какого результата ты хотела добиться?
Мы хотели подурачиться и попровоцировать. Согласитесь, такое ведь мало делают в нашем модельном мире. У нас вообще ханжеское общество по большей части. Причем такое, лицимерно ханжеское. Ребятам-моделям агенты запрещают сниматься голыми. Типа это портит репутацию, а потом предлагают платные съёмки в латексных трусах. Но мы решили, что наши репутации многого не потеряют.
Ты вкладываешь какой-то глубинный смысл в свои снимки? Или ты не сторонник усложнения и хорошая фотография – это просто хорошая фотография?
Да я и не претендую на высокохудожественность. Я же не снимаю сюжеты или какие-то сложные постановки. В основном это портреты, модельные тесты, актёрские тесты, кстати. Иногда такую эмоцию выдаёт человек, что там и глубина и смысл. Только если так. Но качество для меня вопрос профессионализма. Хороший свет, цвет, фактура. Правильная мягкость или резкость. К этому я стремлюсь, этому стараюсь учиться.
Ты работала с такими известными моделями как Андрей Захаров, Артур Данияров, Артур Целищев, Дмитрий Александров и многими другими. Их доверие повлияло на твою профессиональную уверенность в себе?
Доверие, вообще, штука приятная. Особенно, когда работаешь с человеком, который выше по уровню. Ну, конечно же, большое им спасибо, за мой профессиональный рост в том числе.
Часто ли перед тобой стоит выбор – коммерческая или творческая съемка, или ты нашла баланс?
Вообще такой выбор не стоит. Творчество я снимаю крайне редко в основном с уже хорошими знакомыми, ну или очень понравился мэн и я сама предлагаю поснимать. Все остальное работа.
Как реагируешь на комментарии хейтеров, если они есть?
На удивление мало негатива. Хотя, может, боятся? Говорят, у меня жесткий характер. За оскорбление моделей – сразу бан.
Твои работы провокационны, а в жизни тебе свойственны смелость и неординарность?
Наверное. Мне нравится говорить то, что думаю, и поступать так, как чувствую. У меня нет времени, которое можно тратить на робость и сомнения. Да и не интересно это. Я знаю, что любой из нас может получить всё, что захочет. Надо слушать себя, верить в себя. И в близких. Им это очень важно.
Какой совет ты дала бы начинающему фотографу?
Не бояться. Экспериментировать. И, конечно, больше работать. Снимать, снимать, снимать. Только так научишься.