Елена ОЛЕЩЕНКО
«Концепция шоу рождается из контекста вокруг нас. Мы с командой смотрим, что происходит в мире, что нас цепляет, и рассуждаем об этом. Каждый сезон у нас посвящён какой-то теме, которая актуальна в этот момент»
Елена, твой путь в мир моды начался с продюсирования в 2015 году в Челябинске показа Long Fashion Weekend. Почему ваша группа организаторов решила развивать высокую моду в промышленном городе? Какая у вас была мотивация?
Мой путь в мир моды начался немного раньше, потому что я создавала костюмы для нашего танцевального коллектива. После того, как закончила танцевальную карьеру, начала делать проект «Пойдём гулять». В этот момент как раз ко мне обратился Дмитрий Апрель с предложением стать сопродюсером Long Fashion Weekend. Какая была мотивация? Если честно, было просто интересно, а потом, когда уже погрузились в процесс, стали заниматься этим более профессионально.
Через два сезона ты фактически осталась одна, и сама взращивала свою команду. Был ли страх не справиться с такой ответственностью, объёмом работы?
Мне было очень страшно, я просила Лену (ещё одного организатора) не уходить, мы с ней поговорили после второго сезона, уговаривала её подумать, но так как мне горело это делать, мне это было интересно, я понимала, что здесь есть ресурс, что это классный проект и его нельзя бросать, каким бы он сложным и тяжёлым не был, поэтому пришлось делать его одной. Было очень волнительно, как раз в этот момент начала взращиваться моя команда, и сейчас она очень профессиональная, все растут с каждым сезоном. Я очень горжусь своей командой!
Показ со стороны – этой очень красивое событие с клёвой атмосферой. А что остаётся «за кадром»? Что самое сложное при организации такого события?
Да, я согласна, это красивое событие. Но за кадром остаётся 2,5 месяца достаточно адской работы – со спонсорами, с партнёрами, с дизайнерами (они часто не укладываются в срок, мы их всех очень любим и понимаем, что творческие люди остаются творческими в любых обстоятельствах). Мы ставим себе новые цели, новые задачи – мы всегда меняем формат и усложняем его, поэтому на монтаж и репетиции остаётся неделя – это всегда очень сложная, почти бессонная неделя.
Очередной показ LFW состоялся 14-15 сентября. Чем он отличался от остальных? Как вообще рождается концепция шоу?
Отличался он тем, что мы для себя пробовали новый формат: выходили на большую летнюю открытую площадку, которая работала с 11.00 до 23.00 со свободным входом, поэтому у нас появилась дополнительная аудитория – в этом году наше событие собрало 3000 человек (в прошлом – 1000). У нас получилась фестивальная площадка об искусстве и моде, поэтому там была и выставка, и роспись стендов, и стрит-арт. И это всё – не только про моду.
Концепция шоу рождается из контекста вокруг нас. Мы с командой смотрим, что происходит в мире, что нас цепляет, и рассуждаем об этом. Каждый сезон у нас посвящён какой-то теме, которая актуальна в этот момент. Так как сейчас актуальна тема феминизации, женщины и её проявления, мы очень хотели высказаться на эту тему, но сделать это тонко, без политического подтекста, просто о том, как прекрасна женщина и всё женское.
В показе принимают участие как южноуральские бренды, так и марки из Казахстана, Эстонии. Кого ещё планируете привлекать для сотрудничества?
Мы всегда приглашаем к участию какую-то одну страну, скорее всего, в следующем году это тоже будет Казахстан, но у меня есть мечта привезти один бренд из Грузии, с которым уже есть договорённость, но как раз произошла политическая ситуация, когда отменили перелёты. Я надеюсь, это когда-нибудь изменится, и мы сможем привезти этот очень крутой бренд.
Благодаря этому LFW ты создала свой бренд одежды Ermakovishna. Насколько он успешен, на твой взгляд?
Нет, бренд Ermakovishna появился чуть раньше LFW. Как я уже говорила, я пока танцевала в коллективе современной хореографии «Линия», создавала костюмы. Ну и себе постоянно что-то шила. Друзья, знакомые говорили, когда же я создам бренд. Я отшила несколько, скажем так, капсульных коллекций. А уже потом, когда мы запустили LFW, Дима предложил мне сделать полноценную коллекцию для показа. Бренд Ermakovishna – это моя самореализация, у меня есть своя аудитория – это артистическая тусовка, я выигрываю международные конкурсы. Для перехода на следующий этап мне нужен инвестор, если я отшиваю небольшую серию, то я создаю каждую вещь в 4-5 экземплярах, они достаточно хорошо продаются, но есть проблема с расширением, потому что необходимо сделать большое единоразовое финансовое вложение. Из-за переезда в Москву у меня актуализировались другие задачи, но я создаю коллекцию, она будет небольшой.
Помогает ли тебе в создании коллекций твоё первое образование искусствоведа?
Образование искусствоведа помогает мне не столько в создании коллекции, но и в создании LFW. Как раз об этом моя магистерская диссертация. Образование искусствоведа и дизайнера помогает мне правильно анализировать нарративы в культуре, их интерпретировать и проявлять через свои проекты. Сейчас я поступаю в аспирантуру, чтобы создать курс по выявлению смыслов, умению ими пользоваться и умению их транслировать.
Ты часто показываешь свои коллекции на Неделе моды в Грузии. Почему именно в этой стране?
Я очень люблю Грузию, мне очень нравится их взгляд на моду, мне нравится, как они двигаются. Я всё время восхищаюсь, потому что вся страна всего 3 млн жителей, а уровень дизайна выше, чем в нашей стране – это лично моё мнение, я так считаю. Мне нравится то, что у них происходит на Неделе моды, нравятся люди, которые туда приезжают.
В 2016 году одежда из дебютной коллекции «Anticipation» была представлена на подиуме в сотрудничестве с брендом «Меховица» на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Мечтаешь ли ты о персональном показе на главном модно событии страны?
Это была коллаборация молодых дизайнеров, нас всех собрали вместе и устроили общий показ. У меня очень спорное мнение о Mercedes-Benz Fashion Week Russia: оно, конечно, главное событие моды в нашей стране, но мой выбор за Неделей моды в Грузии.
В чём философия твоего бренда? Каким девушкам он будет близок по духу?
Бренд Ermakovishna – это бренд для артистической интеллектуальной аудитории, то есть для людей с некой перформативной составляющей, для людей, которые чуть-чуть более раскованные, чуть-чуть более свободные в движении. В моём бренде много от танцевального опыта, я всегда думаю о движении, придумываю вещи, в которых удобно двигаться. Я всегда думаю о контексте мировом, поэтому мой бренд для тех, кто задумывается над смыслами, и кому интересно моё глубокое исследование темы. Мои коллекции интересные с точки зрения исследования, поэтому я всегда стараюсь в своих соцсетях транслировать свои референсы – мне важно, чтобы моя аудитория проникалась теми мыслями, которые меня вдохновляют. Бренд близок не только девушкам – у меня была мужская коллекция, которая тоже быстро продалась. Это очень сложно. Наверное, когда-нибудь я вернусь к мужской одежде, но пока проще с женскими коллекциям. Мне нравится, что мою марку носят не только девушки, но и взрослые женщины. Приятно, что грузинские модницы принимают уже как свою. Приятно, но на Неделе моды в Грузии мои вещи покупали девушки из Англии, Эмиратов – так что моя аудитория становится шире.
Второе образование у тебя хореографическое, этой весной ты получила третье – защитила магистерскую диссертацию по теории моды. Это было главным стимулом переезда в Москву?
Нет, это было не главным стимулом, но одним из основных. Ещё один стимул – вызов себе. Как только ты достигаешь каких-то задач, которые перед собой поставил, хочется развиваться и идти дальше. В Челябинске мои вызовы были ограничены, а Москва ставит перед мной новые и мощные вызовы – для меня это новое большое поле, которое я исследую. Мне интересно и сложно, я снова трансформируюсь и мне это нравится.
Какие твои основные направления деятельности в столице? Какие проекты уже реализованы, а какие в планах?
Зимой я создавала костюмы для нового шоу Сати Казановой, а весной делала сценографию для спектакля «Гамлет» Электротеатра им. Станиславского. Ещё, конечно, дописывала диссертацию, я очень была занята окончанием образования, поэтому я ещё не сильно погрузилась в среду. Правда, скорее всего, у меня будет два проекта на Урале. Кстати, в Москву я ехала из-за китайского международного телевизионного проекта «Нихао, Россия», но он пока «подзавис».
Возвращаясь к Челябинску — есть ли там перспективы для высокой моды?
В Челябинске очень много всего происходит, и он активно меняется, я его очень люблю. И, конечно, у него есть перспективы и для высокой моды, и для массовой моды. Главное – делать, реализовывать, поддерживать. Мне нравится, что нас, наконец-то, стал замечать город. Мне нравится, что наша аудитория стала разнообразной и интересующейся. Мне жалко, что люди мало ценят наш бесплатный и мощный лекторий, потому что это основное, что для меня важнее, чем шоу. Для меня, наверное, это главное разочарование, но надеюсь, мы этот камень сдвинем. Пять лет назад про моду в Челябинске было сложно говорить, а сейчас изменения происходят быстрее.
Ты планируешь жить и работать на два города?
Да. Жить я планирую в Москве, пока я не знаю, как будет всё происходить дальше, потому что жизнь – удивительная, она резко меняется, но хочется делать проекты и здесь. Пока я живу в столице и приезжаю делать проекты в Челябинск. Мне это нравится – поработать, увидеться с друзьями. Мне нравится, что я с московской скоростью очень много успеваю в Челябинске, я очень люблю наш город и Урал!