Дмитрий Гордеев

«Не представляю себя без радио»

Дмитрий, ты работаешь на радио уже давно. Как ты выбрал эту профессию? В каком возрасте почувствовал, что хочешь стать радиоведущим?

Я работаю на радио уже 15 лет. Недавно мне понадобилась трудовая книжка, и я с удивлением обнаружил на первой странице надпись: «Принят ведущим программ 3 мая 2005 года». Символично, но мой полноценный эфир состоялся 7 мая 2005. Для работников индустрии радио это культовая дата – День радио. В этот день в 1895 году учёный-физик Александр Попов продемонстрировал своё изобретение, ставшее прототипом радио.

Я слушал «Европу Плюс» и «Русское радио» с самого детства. Никогда не любил телевидение. Уж слишком оно искусственное, всё по сценарию. А на радио – запинки, оговорки, прямые эфиры: жизнь и эмоции! Уже тогда мне хотелось стать голосом из радиоприёмника.

Ты начал работать на радио, когда ещё учился в университете. Это была полноценная работа или скорее подработка?

Сначала это была подработка на несколько часов в день, но довольно быстро она переросла в полноценную работу. Помню, у нас были и ночные смены, и иногда между выходами можно было поспать. Тогда ещё не было веб-камер, мы могли себе позволить в студии что угодно! Я сдвигал стулья, подкладывал куртку, баннеры и минут на 20-25 засыпал, пока звучала музыка, потом просыпался, читал погоду или подводки и снова засыпал. Утром же в университет, нужно быть свежим! Впрочем, там я тоже спал на задних рядах. Надо заметить, что мои друзья знают об этой уникальной способности, которая сохранилась за мной с молодости. Я могу засыпать где угодно и почти моментально. Самолёт ещё на взлетно-посадочной полосе, а я уже вижу десятый сон.

Как проходила твоя стажировка? Какие трудности ты преодолел на пути к успеху?

Тогда не было профессиональных учебных заведений, которые готовили бы ведущих для развлекательных музыкальных радиостанций, не было специальных программ и стажировок. Мы просто включали микрофон и начинали работать. Помню, через несколько дней работы на радиостанции «Попса», когда у меня ещё дрожали руки и каждую 20-секундную подводку я писал по 20 минут, наш продюсер по гостям вбегает в студию с криком: «Звоним Рудковской, у неё скандал с Батуриным!». Я говорю: «Ок, мне нужно подготовить вопросы, порепетировать, подобрать подложку». На что продюсер отвечает: «Нет, она уже на линии, есть 2 минуты!». Деваться некуда, выходишь в эфир и, преодолевая страх, начинаешь общаться, шутить, одновременно подыскивая в базе песню Билана. Что-что, а многозадачность радио развивает отлично.

Ты являешься директором молодёжной радиостанции «Сок». Какие темы освещает твой канал?

Радиостанция создавалась как официальное радио молодёжных форумов «Росмолодёжи». Наш контент – всё, что интересно молодым и активным людям от 18 до 30 лет. Кстати, с этого года в РФ официальный возраст молодёжи повышен с 30 лет до 35! 90 процентов эфира – музыка, мы делаем упор на российские актуальные песни. Остальное – новости, интервью, рубрики, интерактивы. Основная задача радиостанции – создавать позитивное, энергичное настроение. В Советском Союзе существовала безумно популярная радиостанция «Юность», она прекратила своё вещание недавно, в 2014 году, и, кстати, на ней мне также довелось поработать несколько лет. Так вот, «Сок» – это продолжение той старой доброй «Юности», но в современной интерпретации.

У тебя огромный опыт работы на центральных радиостанциях страны: «Европа Плюс», «Megapolis FM», «Первое Популярное», «ЮFM», «Спорт». Какие плюсы и минусы в работе радиоведущего ты можешь отметить?

Я много думал, почему эта сфера мне так близка. Она музыкальная, яркая, динамичная? Она даёт возможность потешить самолюбие и быть услышанным тысячами людей одновременно? Она комфортна, так как отсутствие картинки даёт тебе возможность чувствовать себя в студии абсолютно спокойно? Всё это бесспорные плюсы, но главный – это люди. Каким-то волшебным образом радио притягивает к себе искренних и душевных людей. До сих пор мы с бывшими коллегами, а теперь настоящими друзьями, летаем на дни рождения друг к другу в разные города и страны, хотя прошли уже годы. Я работал в разных индустриях, но ни одна не подарила мне столько людей, которые так приятны и которые стали так близки.

Что касается минусов, радио – это бизнес, радио живёт за счёт рекламы, а её в этой сфере становится всё меньше. То же происходит и на ТВ, и в печатных СМИ. К сожалению, это сказывается на зарплатах. С другой стороны, радио даёт множество вариантов для подработки – озвучка роликов, спецпроекты, ведение мероприятий. Было бы желание!

Работа на радио очень увлекательная, но не простая. Какими навыками должен обладать талантливый ведущий? Какие сложности могут возникнуть у новичка?

Кроме желания и горящих глаз, что, на мой взгляд, является залогом успеха в любой работе, конечно же, важны приятный голос и харизма. Всё остальное можно наработать, допилить, обыграть. Главная сложность для новичка – это отсутствие опыта и волнение. При любой возможности нужно записывать свой голос, переслушивать аудио в мессенджерах, пилить сторис и видео. Сегодня у любого человека есть смартфон – не теряйте времени, практикуйтесь, будьте самокритичны, и результат не заставит себя долго ждать. 

Помимо радиоведущего, ты являешься продюсером. В дальнейшем останешься на радио или планируешь развивать исключительно собственные проекты?

Не представляю себя без радио. Даже если уеду зимовать на Бали или Панган, всё равно возьму с собой минимальный комплект оборудования и буду делать «Бали ФМ» или «Радио Панган».

Сейчас я много времени и сил трачу на новый проект. Он создаётся совместно с несколькими ВУЗами и медиахолдингами, пилотное название – академия «Спикер». Проект предназначен для тех, кто хочет научиться публично выступать, свободно общаться и красиво говорить. В рамках академии предполагается взаимодействие с Федеральной школой радио, так как радиоэфиры или записи подкастов, конечно же, очень способствуют развитию ораторских навыков.

По твоим соцсетям видно, что ты держишь форму и увлекаешься спортом. Насколько важен имидж в твоей профессии?

Спорт – это прежде всего для себя. Я давно понял, что самочувствие и уровень продуктивности в моём случае напрямую зависят от наличия физической нагрузки. А когда ты много лет постоянно себя нагружаешь, возникает привычка. Более того, если я пропускаю тренировку, то испытываю чувство сильной вины. Примерно как после вечеринки, на которой ты перебрал, – следующий день можно смело вычёркивать из жизни…

Есть такое заблуждение, что на радио работают те, кого не взяли на ТВ. Враньё! На радио куча красоток и красавцев, друзья!

Ты обучаешь начинающих ведущих уже 10 лет. Сразу ли ты видишь, насколько подходит специальность твоим ученикам?

Не сразу. За эти годы была масса примеров, когда человек, который на этапе кастинга в Федеральную школу радио выдавал средние результаты, в процессе обучения вырывался вперёд и устраивался на топовую радиостанцию. И наоборот, многие талантливые ребята ленятся и не готовы отдаваться процессу обучения на сто процентов. Я бы сказал так: увидеть потенциал в человеке легко, а вот спрогнозировать, как он его раскроет, почти невозможно.

Федеральная школа радио, создателем которой ты являешься, имеет более 1000 партнёрских радиостанций. Для любого выпускника школы существует возможность трудоустройства и стажировки?

Для каждого студента предусмотрена эфирная практика. Более того, у нас нет понятия «бывший студент». Каждый может повторно посещать, например, тренинги по технике речи, созданию рекламных роликов, проведению интервью, приходить на дополнительные мастер-классы, ездить на форумы и участвовать в акциях школы или конференциях партнёров. Радио постоянно меняется, и профессиональный рост для радиоведущего – необходимость. Что же касается трудоустройства, то у нас, как в любом учебном заведении, многое зависит от учащегося. От того, как он будет выполнять домашние задания, читать профессиональную литературу, готовиться к стажировкам и записи демонстрационных материалов. Мы ставим перед собой задачу выпускать крутых радиоведущих, которые были бы актуальны и востребованы аудиторией. Могу сказать, что сегодня в РФ и СНГ почти нет радиостанций, где не работали бы наши ребята, а штат некоторых радиостанций на 90 процентов состоит из числа наших выпускников – это наша главная победа.

Что можешь порекомендовать ребятам, которые хотели бы развиваться в профессии радиоведущего? Стоит ли сначала получать специальное образование или лучше начать с практики?

Если бы у меня 15 лет назад была возможность пройти курс подготовки к эфиру у действующих руководителей радиостанций, популярных ведущих, продюсеров холдингов, конечно, я бы сделал это. Например, сегодня в Федеральной школе радио в Москве преподают Мария Баченина – культовая радиоперсона, популяризатор науки, продюсер и ведущая радио «Комсомольская правда», Андрей Андреев – программный директор радио «MAXIMUM», Михаил Костров – программный директор «DFM», Максим Королёв – музыкальный редактор и ведущий «Радио 7 на семи холмах» и многие другие. Яркие радиоперсоны есть и в других городах, ведь радио локально, и в каждом регионе свои звёзды и профессионалы эфира. С мастер-классами в разные годы в академию приходили Владимир Познер, Андрей Малахов, Ирина Хакамада, Отар Кушанашвили и многие-многие другие. Попросту говоря, я бы сэкономил несколько лет свой профессиональной жизни, если бы смог учиться и стажироваться у лучших.

Добавить комментарий