Денис Дрожжин

0

«Хороший портрет — это работа команды»

Вы выросли в семье военнослужащего, поэтому в детстве с семьёй много переезжали. Как такой образ жизни повлиял на ваш характер и восприятие мира?

Я считаю, что частые смены места жительства не накладывают отпечаток на характер ребёнка. Частые переезды, скорее, способствуют развитию кругозора, ведь пожить пришлось от культурной столицы до Дальнего Востока. А восприятие мира — оно в нас, независимо от места пребывания.

Как формировался ваш творческий взгляд в детские годы? Благодаря кому из родителей вы увлеклись фотографией?

Фотографией я увлёкся благодаря отцу. Не могу сказать, что увлечение фотографией было моей первой любовью, но меня, как мальчика, впечатляли, скорее, технические нюансы фотографирования: темная комната, красная лампа, реактивы. Все это было неизменными атрибутами любого фотографа.

Что увлекало вас в процессе создания фотоснимков?

Фотография вообще увлекательный процесс…

Фотографирование на плёнку — довольно трудоёмкий процесс. На ваш взгляд, имеет ли шанс возродиться в современном мире такая фотография, без ретуши, без обработки?

На мой взгляд, пленочная фотография живее всех живых! До сих пор многие мастера фотографии отдают предпочтение пленочным камерам, и их снимки впечатляют не меньше, чем кадры, сделанные на современные цифровые фотоаппараты. А фотография без ретуши — это, пожалуй, тот самый Эверест, на который стремится любой уважающий себя фотограф. В ответе на этот вопрос, как нельзя кстати, подойдут слова Питера Адамса: «Выдающаяся фотография — это глубина чувств, а не глубина резкости». Ретушь добавляет фотографии выразительности, но настоящая магия… она за кадром. Если фотограф сумеет уловить её, то любая ретушь будет просто неуместной.

В какой момент вы поняли, что хотели бы сделать фотографию своей профессией? И что подтолкнуло вас к искусству съёмки?

Долгое время я относился к фотографии как увлечению. Оно мне очень нравилось, и я не хотел терять ту волшебную составляющую, которая присутствует только, когда человек искренне увлечён тем, что ему по душе. Боялся, что если займусь этим профессионально, то увлечение превратится в рутину, и мне не захочется больше этим заниматься. Я и по сей день не называю себя профессиональным фотографом, а говорю, что я любитель. Ведь любитель от слова «любить», а я искренне люблю то, что делаю. По натуре я очень азартный человек, это заставляет меня находиться в постоянном поиске чего-то нового. Так, листал в интернете фотографии и меня очень зацепили работы фотографа-анималиста Ника Брандта. И первая мысль, которая мелькнула у меня в голове: «как же можно назвать эти фотографии пренебрежительно фотками?». Меня очень впечатлило его творчество, и я как-то интуитивно потянулся к камере. Но снимать анималистику мне так и не довелось, любознательность заставила меня погрузиться ещё глубже в мир фотографии, где я и нашёл то, что мне ближе — портрет. И по сей день я стараюсь снимать так, чтобы никому не пришло в голову назвать мои фотографии фотками.

Были в вашей жизни фотографы, работы которых вдохновили вас?

Да, многие фотографы нравились. На многих мне хотелось равняться. Но назвать имена одного или двух будет нечестно по отношению к остальным.

Сейчас многие фотографы черпают вдохновение в картинах великих художников, постановке композиции, игре света и тени… На ваш взгляд, какие секреты можно позаимствовать у мастеров живописи?

Насколько нам известно, фотография — прямая наследница живописи, и многие правила хорошей классической фотографии подчиняются законам именно живописи. А та, в свою очередь, открывает фотографу бескрайний мир идей! Многие сюжеты в творчестве современных фотографов черпаются из сюжетов знаменитых полотен в первозданном или осовремененном виде. Очень здорово, что фотографы не забывают великое искусство. Как пример, картина знаменитого Яна Вермеера «Девушка в тюрбане», более известная как «Девушка с жемчужной серёжкой». Фотографий, снятых по мотивам этого произведения, бесчисленное множество. Хорошо, что до Репина с его Иваном Грозным, убивающим сына, ещё не добрались.

Изучая картины и биографии известных художников, их истории, вы увлеклись жанром пикториализма. Какими приёмами обработки достигается схожесть фотографий с картинами? Можно ли получить такие снимки на цифровом фотоаппарате без обработки?

Пикториализм очень сложное и почти вымершее течение фотоискусства. Мне кажется, что настоящих пикториалистов сейчас можно пересчитать по пальцам. Но тем не менее находятся люди, которым это не чуждо. Схожесть с картинами достигается прежде всего не обработкой, а сюжетностью и позированием (если речь идёт о портретной фотографии). Сюжет, в свою очередь, создаётся обстановкой, декорациями. Обработка тоже играет немалую роль, но описывать технические нюансы ретуширования не так интересно. Можно ли получить снимок из фотоаппарата без обработки… Наверное, можно, надо только, чтобы сошлись звёзды.

Жанр пикториализма был популярен в начале XX века, когда только появилась фотография. Он воплощал художественные направления импрессионизма, символизма, модерна и других видов живописи. В каком стиле этого жанра вы создаёте снимки?

Я не могу сказать, что создаю снимки в направлении пикториализма. Это течение мне близко и искренне симпатизирует, но я бы не назвал себя пикториалистом в полном смысле этого слова.

Ваши портреты имеют свою стилистическую обработку: мягкий свет, бежево-коричневые тона и чёрно-белая фотография. В такой композиции лицо проявляется на фоне рассеянного света и линии плавные… Как вы открыли своё видение кадра?

Большую роль в развитии фотографа занимает так называемая «насмотренность». Раз за разом просматривая произведения искусства, будь то картины, фотографии или кинофильмы, мы формируем у себя в памяти некую библиотеку из визуальных образов. Те, которые вызывают в нас сильные эмоции, мы сохраняем в долгую память. Мягкий свет, оттенки тёплых цветов вызывают ощущение комфорта и уюта. Мне хотелось, чтобы зрителю было приятно и спокойно при просмотре моих работ. Да и самому, работать в таком ключе мне лучше всего.

Чем вы увлекаетесь на данном этапе? На чём хотелось бы сосредоточить своё внимание?

Последние пару лет наибольший отклик у меня вызывают работы, стремящиеся к передаче максимальной реалистичности личности, но в то же время не теряющие своей фантазийности в деталях. Больше всего мне близок жанр камерного портрета, на котором и я сосредоточен прежде всего.

Поделитесь советом с моделями, которые хотели бы получить подобные художественные портреты. Всё ли зависит от фотографа или роль модели также важна в создании и постановке кадра?

Хороший портрет — это работа команды. Но две главные роли принадлежат, конечно, фотографу и его модели. Я довольно часто упоминаю, что хороший портретист — прежде всего психолог. Невозможно снимать тот же самый камерный портрет и оставаться безучастным к личности героя. А модель в свою очередь должна постараться быть максимально искренней и естественной в момент съемки. Хороший фотограф, а главное зритель, всегда заметят фальшь на фотографии. Именно эти составляющие и отличают хороший портрет от обычной фотографии человека.

Добавить комментарий