Андрей ГНЕЛОМЕДОВ

«Считаю, что фотография это в каком-то смысле миф, проекция наших мыслей, основана ли она на пойманном или срежиссированном моменте»

Андрей, ты начал фотографировать сначала на плёночный фотоаппарат. На твой взгляд, изменилось ли отношение к этой технике? Стала ли она более элитарной?

Думаю, изменилось. Если раньше плёночная техника была массовой, то сейчас цифровая техника вытеснила её, предложив более технологичный процесс производства изображений. Очевидно, что пленочная техника в большей степени сохраняет связь с важными для фотографии понятиями: физического контакта с реальностью, материального отпечатка, следа. Воплощает фотографию, как таковую. Ощущение элитарности наверно может возникать потому, что фотография вообще во второй половине 20-го века закрепилась в пространстве галереи, музея, арт-рынка, стала полноправной территорией искусства. Если не говорить об отдельных авторах, использующих пленочную технику, то для массового рынка это, по-моему, скорее, субкультура.

Как думаешь, почему у плёночных снимков особая атмосфера? С чем это связано?

Пленочная фотография воплощает базовые понятия фотографии, как я говорил ранее, более заметным является и то, что пленки обладают неповторимой эстетикой цвета и контраста, которые к тому же ассоциируются у многих людей со знаменитыми снимками 20-го столетия.

Важен ли в фотографии такой фактор как насмотренность?

Да. Важна не столько насмотренность, сколько культурное пространство, в которое помещает себя как фотограф, так и зритель.

Что ты думаешь о фотообразовании? Нужно ли оно?

Фотография – такой вид деятельности, в котором самообучение возможно, но фотообразование может здорово помочь. Многое, конечно, можно найти в интернете, в книгах, разобраться самому, но образование несет в себе ещё и человеческий фактор, общение в профессиональной среде.

Как ты начал работать с моделями?

Прошел соответствующий курс, когда решил, что это направление мне интересно, дальше списался с модельными агентствами и начал работать.

Как ты настраиваешь модель на съёмки? Ты что-то ей говоришь, или вы вместе обсуждаете концепцию?

Изначально придумываю концепцию сам. Далее, конечно, обсуждаю и до, и в процессе съёмки, что-то корректирую. В общем, это живой процесс.

Бывало ли, что совершенно не получалось задуманное? Как ты выходил из ситуации?

Конечно, на съемках случаются непредвиденные моменты, что-то идет

не так, как я задумал, но это не значит, что результат не получится. Думаю, что

здесь все не так однозначно: получилось — хорошо, нет — плохо, все варианты

таят возможности.

Есть ли у тебя модельная съёмка, которая особенно дорога по каким-то причинам?

Нет. Все съёмки индивидуальны.

Ты сам режиссируешь съёмки. Откуда возникают идеи?

Из окружающей меня действительности. Это, кстати, к ответу про насмотренность. Я часто работаю с референсами, ими могут быть как фотографии, так и фильмы, картины – всё что угодно.

Многие фотографы считают, что нужно заранее придумать кадр в голове и в реальности воссоздать мысленный кадр. Ты согласен с этим?

Нет. Я не придумываю. Не считаю, что кадр должен заранее существовать. При подготовке пытаюсь, конечно, понять, что я хочу увидеть в результате, но окончательную форму кадр обретает только на съемке. Бывают ситуации, когда стоит именно такая задача. Я, скорее, пытаюсь придумать не визуальные элементы, метафоры – воссоздать в воображении пространство, в котором кадр должен появиться, придумать ощущение от образа, думаю про свет, локацию и так далее. Работаю с материалом после съёмки.

Какая съёмка заняла больше всего времени от подготовки до процесса?

Мне сложно учесть время подготовки, я могу заниматься им параллельно с чем-то

ещё, но сами съемки у меня короткие — несколько часов.

Насколько сильно твой график пострадал от самоизоляции?

Сижу на самоизоляции.

Среди фотографов набирают популярность дистанционные съёмки. Ты практикуешь такой подход?

Пока нет. Это идея кажется интересной. Такая съёмка рано или поздно должна была появиться и последние события подтолкнули нас к этому. У меня пока остаются вопросы, например: как поменяются роли и диалог между участниками? Чью точку зрения отражает такая фотография? Как меняются смыслы, которые несет в себе такая съемка? Есть и плюсы — возможность фотографировать людей, с которыми ты не можешь встретиться в жизни. Думаю, это часть новой цифровой реальности. Я готов к экспериментам.

Кроме моделей, ты работаешь и с частными заказчиками. Они чаще приходят с готовыми идеями, или просят что-то подсказать?

И так, и так. Когда у меня есть возможность что-то предложить, у меня больше свободы. Я работаю с визуальным материалом перед съёмками, поэтому всегда есть варианты.

Фотография – это пойманный момент, сохранённый навсегда. Как ты считаешь, нужно стремиться, чтобы в кадре было больше жизни и меньше постановки?

Я думаю об этом немного иначе. Наверное, это больше зависит от позиции самого фотографа: для кого-то важно получать только изображения, выхваченные из жизни, как например, для документального фоторепортера, для других — заниматься постановками. Для меня нет разницы. Я занимаюсь студийными съёмками, они изначально срежиссированы. Считаю, что фотография это в каком-то смысле миф, проекция наших мыслей, основана ли она на пойманном или срежиссированном моменте. На фотоизображении мы видим пойманный момент, буквально только то, что отпечаталось на поверхности фотографии. Почти всегда вы не сможете однозначно понять по фотографии, постановка это или нет, если не знаете что-то о изображенном факте и об обстоятельствах съёмки из других источников. Все остальное мы додумываем.

Добавить комментарий