Анастасия ПЕТРОВА
«Я хочу говорить своими идеями, а не мычать пустыми картинками. В наше время и так слишком много фейков, лицемерия, лжи и пустоты. Смысла можно и не увидеть, но вкладывать его в свою работу считаю обязательным»
Анастасия, в каком-то смысле твой путь в индустрию моды начинался с любви к фотографии, ты даже в фотошколе училась. Что помогло тебе трезво оценить свои способности и понять, что это ремесло – не твоё? Природная самокритичность?
Да, мой дедушка и папа были большими любителями фотографировать. У нас в семейных альбомах просто сотни фото ещё с пятидесятых годов. Наверное, и мне передалось это увлечение. Но на фоне роста моих навыков придумывать концепции, мои знания как фотографа, оставляли желать лучшего, мягко говоря. Я пошла учиться в фотошколу и это был переломный момент! Именно пройдя обучение, пришло то самое осознание – я отлично вижу кадр, знаю, что нужно для его реализации. В моей голове крутится сотня нюансов и идей для воплощения задуманного. Но при всём этом я вообще не могу снимать… Вот не могу я быть фотографом и все. Каждый должен заниматься своим делом.
Ты ещё в детстве стилизовала съёмки, придумывая целые истории. Твоё образование дизайнера и работа с текстилем было делом твоей мечты?
Каждая встреча с подругами – обязательная фотосессия. А ещё я «фоткала» сама себя на «автоспуск» и стыдилась признаться, что образы придумывала сама. Думаю, многие меня считали и считают crazy. Мне очень нравилось создавать картинку целиком, ставить мебель, придумывать странные образы. Для этих целей в расход шло все подряд и ради одного кадра я могла убить на подготовку целый день. Получались интересные карточки, как говорили друзья «с энергетикой». При выборе профессий, у меня голова шла кругом – я довольно разносторонний человек. В старших классах я увлеклась рисованием эскизов одежды, но мечтала о медицинском. Очень хотела быть (не удивляйтесь) патологоанатом. Но стечения обстоятельств, склонили мой выбор в сторону конструктора-модельера. Я закончила все что можно, связанное с одеждой, поработала год модельером и перегорела. Дизайнер – это приобретенная профессия, и я в ней трудилась больше 10 лет. Очень полезный опыт. Мечта ли? Наверное, уже нет. За эти годы я немного переросла эту профессию и снова хочу чего-то большего.
Чем тебе был полезен этот опыт, когда ты сменила деятельность?
Наверное, всем! Я думаю, смена должности или полностью сферы деятельности – очень полезная практика. Новые люди, новые знания, абсолютно другой угол зрения и понимания этого мира. У меня все происходит плавно и одно перетекает в другое. Какого-то дымящегося разлома я не чувствую. Опыт в сфере дизайна, напрямую помогает мне в профессии продюсера. Почему-то бытует мнение, что дизайнер – это дамочка с карандашом. А на самом деле – это инженер с горой папок, переговоров, эскизов, смет, отчетов и встроенным дозатором коктейля из валерьянки и валидола. Всё это свойственно будням продюсера.
Лет 5-10 назад никто и не слышал о такой профессии как организатор съёмок. Этому где-то учат? И какие навыки необходимы для развития на этом поприще?
Например, в киноиндустрии, мало кого удивит подобная профессия. Там продюсеров можно пачками складывать – это тебе и генеральный, и исполнительный, и креативный, и линейный. В остальных сферах, конечно, туговато. Современному продюсеру в фото-индустрии приходится в одном лице совмещать всех вышеперечисленных. Сейчас доступна любая информация, сотни курсов – учись не хочу. Но как в любой профессии теория без практики не имеет силы. Продюсер по сути – организатор, лицо контролирующие весь процесс производства. Конечно, для России, продюсер звучит в новинку, особенно когда речь идёт о фото. Требования довольно велики. Первое – это железная нервная система и гибкость. Собрать на площадке десятки людей, донести каждому его задачу, контролировать бюджет, вести диалог с заказчиком и при этом не позволить поубивать друг друга всем участникам в момент творческого кризиса – очень непросто. Второе – дикая коммуникабельность, умение делегировать и думать на три шага вперёд. Когда я выступаю как креативный, вся проработка творческой части полностью на мне и визуализация идеи, должна быть понятна всем. Третье – знание сферы. К примеру, организация свадебной съемки и Fashion, очень сильно разнятся. Цель разная и конечный продукт. У меня куча знакомых фотографов, кто сам себе продюсер и это нормально. Но как только ты хочешь выйти на другой уровень производства – продюсер необходим. Это скоро все поймут и перестанут поднимать бровь, ассоциируя профессию только с кино. Наверное, если бы не мой опыт дизайнера, я бы не выдержала ещё на первом проекте. А так с каждым годом все легче и интересней работать – бесконечное расширение границ.
Расскажи о своей команде. И что самое главное в вашем сотрудничестве?
Наша команда большая, я прикладываю массу усилий для её роста. Есть основной костяк я и Руслан (фотограф), мы снимаем в определенном стиле и понимаем друг друга. Стилист по одежде, иллюстратор, несколько визажистов, гофер, видеограф, ретушеры, помощники Руслана и мои. Это очень креативные и крутые ребята! Каждый уникален, и я тысячу раз благодарна им за совместную работу! Каждый проект мы обсуждаем вместе с основной группой и устраиваем мозговой штурм. Сложно, когда появляется новый человек или же приглашённый на время. Ну для решения этих вопросов есть я. Моя задача – позволить каждому качественно выполнить свою работу. Одним словом, я ценю «своих» людей. Команде необходимо быть единым механизмом, а я – смазка и отвёртка.
Многие представители индустрии говорят, что специалистов в сегодня много, а настоящих профи мало. Ты согласна с этим?
Во всех сферах, хороших профессионалов мало. Я могу говорить только о Fashion. Индустрия для России слишком молодая, чтобы суметь вырастить много глубоких специалистов. И наше патологическое нежелание к самообразованию меня убивает. Многие, кого я знаю, вообще не растут. Их устраивает тот набор знаний, позволяющий заработать энную сумму и не более. Одна из важнейших причин, по которым я работаю с Русланом, – это человек с неиссякаемым стремление к новым знаниям, просто какой-то поглотитель информации. В Москве достаточно ребят с хорошим уровнем, а в остальных городах похуже. Десятки разных школ и курсов «выплевывают» сотни ребят, уверенных, что они умеют и знают всё. Часто молодые специалисты, начинаю поголовно работать «за еду» или, наоборот, мимикрируя под профи с соответствующей ценой, – выдавать некачественный контент. Так они портят общее впечатление у заказчиков. Обилие неопытных, но коронованных специалистов, сказывается и когда собираешь команду. Колоссальное количество времени уходит на выявление адекватности. Я не смогу потом сказать заказчику, что, мол тот или тот, был молод да зелен. Спросят с меня рублем.
Так что я выбираю учиться каждый день и хочу в команде видеть таких же людей.
Твоя студия занимается коммерческими съёмками и творческими проектами. При работе с заказчиками бывает такое, что они сами не знают, чего хотят?
Мы себя называем RKproduction и обязательно между коммерцией делаем творчество. Честно, я не понимаю людей, которым лень это делать. Самые лучшие мои знакомства произошли благодаря творчеству! Это рост! Выплеск! Нет на background клиента, пристально смотрящего на экран. Ты свободен – разве это не прекрасно? И именно на творчестве мы проверяем новых партнёров. Если человек «косячит» на творчестве, берут сомнения что он не растеряется на коммерции. Конечно, заказчик часто не знает, чего хочет, и это нормально. У меня отработанная схема по выявлению желаний. Бюджет не будет озвучен, пока мы не выясним все. К счастью, людей с вопросом «а сколько час стоит?» все меньше. Зачем проблемы с недопониманием в конце, если можно все решить в начале. Когда человек звонит и хочет съёмку через сутки при этом он ждёт от меня и кастинг и визуализацию… Я потрачу время и объясню, как проходит пре-продакшн, но работать с ним не стану. Зачем нам заведомо не качественный итоговый продукт? Я должна чётко понимать заказчика, а он меня. Мне жалко тратить чужие деньги и не получить счастливого потребителя в итоге.
В творческих проектах главное – концепция. Собственно, именно разработкой идей ты и занимаешься. От чего ты отталкиваешься – от глобальных проблем человечества или личных мотивов?
В 90% занимаюсь я, но и наши ребята подают классные идеи, и мы с радостью их реализуем все вместе. В прошлом году бомбил творчество наш стилист Сергей, несколько проектов мы реализовали и ещё несколько в процессе. Я всегда за совместную работу! Лично меня вдохновляют переживания. Может звучит немного печально, но я пропускаю через себя разные проблемы мирового масштаба и глубоко их переживаю. Мне необходимо высказываться хоть иногда! Делать попытки донести людям, что они не правы, или, наоборот, поддержать. Я люблю размышлять по полночи, а на утро идея готова. Почти всё, что я хочу снимать, на социальные темы, а Руслан отлично обрамляет мою начинку своим стилем. Есть разные бредовые, бессмысленные идеи, но пока их побеждают проекты со смыслом, пусть и не каждый поймёт.
Какие этапы включает работа над творческим проектом?
Абсолютно те же, что и в коммерции. Степень ответственности не меньше, а порой и больше. Кстати, замечаю тенденцию, что люди позволяют себе филонить на творческих проектах. Не приходить, опаздывать, терять материал или вообще не вникать в концепцию. Я считаю, это непозволительно! У нас есть правило! Либо делаем на максимум, либо переносим, пока обстоятельства не станут благосклонны к данному проекту. Тяп-ляп нельзя.
Сколько времени уходит на реализацию одного проекта?
От 1-2 недель до полугода. Все зависит от проекта, его бюджета и, конечно, пожеланий заказчика. Мало ли, может, он хочет снимать исключительно определенный типаж, в поле анютиных глазок в туманную погоду – окей, начинаем кастинг и поиск локации. На срок также влияет публикация в журнале. Довольно длительный процесс ожидания.
Ваш проект «Living Fashion» пропагандирует отказ от меха животных в пользу экомеха. Как думаешь, моду окончательно ждёт переход на экологичность во всём?
О нет… человеку можно угрожать бубонной чумой прямо завтра, если он сегодня выкинет хоть ещё один пакет. И он его выкинет! Я боюсь, что, когда «мода» на экологию достигнет реальных масштабов, спасать будет некого. Да и не может человек не вредить на 100% природе, но он точно может сократить в разы этот вред! Я работаю над собой каждый день и клюю мозги всем, кто рядом. Пусть я смогу обратить к природе хоть одного человека – уже не зря живу. Я пропагандирую отказ от меха, цирка, охоты ради развлечения, трогательных зоопарков и поедания высокоинтеллектуальных животных. Скажу честно, ради последнего пункта я борюсь с собой.
Следующий проект «Platonic feelings» посвящён теме толерантности. Есть ли грань между толерантным отношением и злоупотреблением этим термином?
Как раз для этой съемки, идейным вдохновителем выступал наш стилист Сергей. Я занималась вопросами кастинга и подготовки. Эта съёмка даже больше, чем исключительно про толерантность, она про чувства. Процитирую Серёжу: «Это о внутренних барьерах людей, относительно своих чувств. Чувства появляются сами по себе, а уже потом подвергаются анализу и сомнениям сознания и разума, они, будучи искренними, могут быть убиты или осуждены, установками внутри самого человека».
А если говорить о самом термине, то я толерантна к термину толерантность, хоть он и немного «задолбал» уже всех.
В проекте «Ssanaya tryapka» вы затрагиваете вечную тему взаимоотношений мужчины и женщины. Что вы хотели им показать?
На название проекта повлиял одноименный бренд одежды. К слову сказать, очень крутой и провокационный бренд. А сама концепция разворачивается вокруг истории Адама и Евы. Это попытка показать, как человек коверкает этот мир. Меня беспокоят эти изменения. Правила и устои, идут ко дну, одни за другими. Во мне всю жизнь боролись консерватор и эксцентричный реформатор. Очень важно, чтобы твоя команда понимала, что ты несёшь, и все были на одной волне. Бесконечное обсуждение и споры с самой собой, иногда рождают странные, но интересные идеи. Это интерпретация Адама и Евы, только в современном извращенном мире. В которой смешалось все: мода, искусство, секс, религия. Кругом подмена понятий и истины не найти. Провокация и эксгибиционизм стали трендом! Вы можете сказать все и ничего одновременно. Сегодня каждый Божий ребёнок, может играть в Еву и ему не обязательно быть женщиной, в этой перевернутой Вселенной…
«Transformation» – проект-фантазия о постапокалиптическом мире. Он попал в музей современного искусства. Что в нём «зацепило» представителей этого сообщества?
Меня мучает современная мода. Я её обожаю и ненавижу. Тут отчасти, отображается та же проблема, что и в «Адам и Ева», но касательно современной моды. Боже, сколько микро-трендов. С каждого угла кричат одно — «никаких правил!». Одевай все и сразу и не важно, хорошо ли это, главное – ты побежишь в очередной масмаркет и оставишь там зарплату, а ровно через пару месяцев ты услышишь новый призыв. Иногда складывается впечатление, что людей одурманивают. Хотя, что я говорю, – у меня шкафы ломятся от одежды с бирками. Реклама работает идеально! Всё это безумие цветных тряпок всех мастей, мне напоминает крысиное гнездо с огрызками всего, что нашла крыса и притащила в норку. Я очень люблю крыс и это воспоминания моих наблюдений о своей домашней. Я рассказала свою идею нашему иллюстратору Ксении, и мы вместе работали над концепцией. Родился интересный проект, где женщина превращается в крысу – легкая насмешка над безумием, что льётся на нас из модных журналов и ярких витрин. В это время начиналась подготовка к выставке в музее современного искусства под названием «Дисморфофобия», или война внутри тебя». Ксюша, показала работу куратору и к нашей огромной радости её оценили и приняли.
На твой взгляд, индустрия моды должна иметь смыслы и культурно-социальные коды?
Смысл должен быть во всем. Для многих мода важнее Библии, и она обязана иметь смысл! Я хочу говорить своими идеями, а не мычать пустыми картинками. В наше время и так слишком много фейков, лицемерия, лжи и пустоты. Смысла можно и не увидеть, но вкладывать его в свою работу считаю обязательным. Что происходи с нашим культурным кодом, сказать очень сложно, и к чему мы придём через 10 лет, я не знаю. Единственное, чему точно следует учиться в век информации – это фильтровать всё, что ты видишь и слышишь. Искать вдохновения вокруг себя во всем – хорошем и плохом! И учить себя и своих детей ценить то, что имеем, и быть хорошими, разумными людьми.